0
5385
Газета СНГ Интернет-версия

23.12.2015 00:01:00

Таджикистан может примкнуть к исламскому военному блоку

Тэги: таджикистан, исламский военный блок, коалиция, антитеррор, саудовская аравия


таджикистан, исламский военный блок, коалиция, антитеррор, саудовская аравия На саммите ОДКБ было принято решение о совместном противостоянии террористическим угрозам. Фото со страницы президента Таджикистана в Flickr

Таджикистан может стать 34-й страной в блоке государств, составивших исламскую коалицию во главе с Саудовской Аравией, о создании которой на днях объявил Эр-Рияд. Вопрос вступления республики в союз будет обсуждаться в ходе официального визита президента Эмомали Рахмона в эту ближневосточную страну в начале января 2016 года. На переговорах с королем Салманом ибн Абдул-Азиз Саудом таджикский лидер обсудит вопросы укрепления сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом.

О возможном вступлении Таджикистана в исламский военный блок сообщил общеарабской газете «Аш-Шарк аль Аусат» посол Таджикистана в Эр-Рияде Шарифи Азамшо Латифзаде. По его словам, руководство Таджикистана «в настоящее время изучает предложение Саудовской Аравии». О создании аналога НАТО, но исключительно с мусульманскими странами в составе Саудовская Аравия объявила 15 декабря. Цель, как было официально обозначено, борьба с терроризмом в военном и идеологическом плане. О своем участии в коалиции заявили уже 33 страны, среди которых не только заметные в военном плане Турция, Египет или Арабские Эмираты, но и Чад, Габон или Джибути. Однако, как сообщил ТАСС, замминистра иностранных дел Таджикистана Парвиз Давлатзода опроверг сообщение своего подчиненного, заявив, что «мы не рассматриваем вообще этот вопрос».

Тем не менее информированные источники «НГ» допускают, что переговоры по этому вопросу с рядом стран постсоветского пространства, а не только с Таджикистаном, могут иметь место. У экспертов вызывает сомнение сама исламская коалиция. «Исламабад уже официально высказал недоумение по поводу того, что в Эр-Рияде объявлено об участии Пакистана в этой коалиции. Вообще вопрос создания некоего военного альянса антишиитской и антироссийской направленности на Ближнем и Среднем Востоке возник не сейчас. В арабских монархиях он муссируется давно. Можно вспомнить и о не вполне удачной антийеменской коалиции, создававшейся Саудовским Королевством. Для Душанбе главный в этом вопрос, если он актуализируется, цена предложенного», – сказал «НГ» эксперт по Среднему Востоку и Центральной Азии Александр Князев. По его мнению, формально участие в коалиции, которая декларирует своей целью борьбу с «Исламским государством» (радикальным движением, запрещенным в России и ряде других стран), не противоречит даже участию Таджикистана в ОДКБ. «Руководству Таджикистана важны любые доноры. Россия, в качестве донора, в обозримой перспективе вряд ли сможет удовлетворить аппетиты всех своих союзников. Поэтому интерес Душанбе к такого рода предложениям вполне похож на реальность. И это относится не только к Таджикистану – визиты президентов стран – участниц ОДКБ в ближневосточные столицы повторяются в последнее время с завидной регулярностью», – подчеркнул Князев.

Пока эксперты размышляли над заявлением таджикского посла, президент Эмомали Рахмон  участвовал в саммите ОДКБ в Москве. В ходе заседания он отметил, что международная обстановка требует принятия коллективных мер в противодействии терроризму и экстремизму. И пообещал, что Таджикистан предпримет решительные меры в борьбе с вызовами и угрозами.

Руководитель отдела Евроинтеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев также считает, что участие Таджикистана в исламском блоке не будет противоречить его участию в ОДКБ. Тем более что ОДКБ, как можно судить по последнему ее саммиту, коллективно поддержала российскую политику на Ближнем Востоке. Но не каждый в отдельности, а все вместе, уточнил эксперт. В этом случае будет трудно кого-то из стран упрекнуть, что не поддержала.

«Арабская коалиция  ничего собой не представляет. Это мыльный пузырь, который может достаточно быстро лопнуть. За ним пока ничего не просматривается, кроме желания Саудовской Аравии собрать некую коалицию, которая будет противостоять Ирану», – сказал «НГ» Евсеев. Он сообщил, что в частной беседе представители Пакистана сказали ему, что Исламабад может помочь Саудовской Аравии и тем странам, которые  войдут в военный блок, но, например, в войне в Йемене участвовать не будут, поскольку у многих стран, изъявивших желание войти в коалицию, фактически нет нормальных вооруженных сил. «Равно как и Таджикистан отличается слабостью армии. Недаром президент Рахмон перевел полк российской военной базы из Куляба в Душанбе. Это говорит о том, что он думает о личной безопасности», – считает Владимир Евсеев. По его мнению, участие в исламской коалиции Таджикистана будет заключаться в том, что Рахмон, вероятно, попросит у Эр-Рияда денег и, возможно, ему их дадут. «Но реальная оборона Таджикистана определяется не участием в исламской коалиции, не в сотрудничестве с Саудовской Аравией, а взаимодействием с РФ», – сказал эксперт. По его словам, именно Россия реально является гарантом безопасности  Таджикистана и его личной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1930
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1219
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
904
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1198

Другие новости