Фото Reuters
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев вчера в ходе расширенного заседания правительства заявил о необходимости сокращения государственных расходов. При этом он посетовал на кадровый кризис, на неэффективность Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также потребовал пересмотреть с учетом экономической ситуации реализацию программы второй пятилетки индустриализации страны и перезапустить ее с 1 апреля 2016 года.
Вчера Нурсултан Назарбаев на заседании правительства выразил недовольство работой министра финансов Бахыта Султанова. По словам главы государства, человек, ответственный за госказну, должен следить за каждой копейкой, быть прямым, «как оглобля», то есть как нынешний председатель правления Банка развития Казахстана Болат Жамишев. Досталось и казахстанскому МИДу. По мнению президента, послы должны заниматься не только политикой, но и экономикой, в частности привлечением инвестиций в страну.
Касаясь проекта бюджета на 2016–2018 годы, глава государства счел возможным в случае необходимости сократить государственные расходы более чем на 1,5 трлн тенге (около 5 млн долл.). Назарбаев считает, что казахстанцы и правительство «научились жить на широкую ногу». Президент отметил, что есть предприятия, которые остаются на плаву только за счет поддержки государства. «Такого не должно быть», – заявил президент. Он предложил министру по инвестициям и развитию Асету Исекешеву пересмотреть план реализации государственной программы по индустриализации страны. «Уже сейчас видно, что в связи с тем, что происходит в мире, необходима ее актуализация: инвестиционная активность только снижается, а конкуренция только ужесточается. Поэтому необходимо сконцентрироваться на повышении производительности, эффективности, отойти от поддержки малопродуктивных отраслей, выбрать только перспективные, ориентированные прежде всего на экспорт. С 1 апреля следующего года мы должны работать в новом формате», – заявил президент.
Глава Казахстана связал экономические потери своей страны в том числе с неэффективностью ЕАЭС: от Евразийского экономического союза не получено ощутимого дохода. Напротив, казахстанский рынок пострадал и от введения санкций против России, и от падения курса рубля. Как отметил Нурсултан Назарбаев, машиностроительная отрасль Казахстана получила удар из-за того, что огромное количество автомобилей было завезено из России. «Наш автопром остановился на это время», – напомнил казахстанский лидер. Казахстан вслед за Россией ввел «плавающий» курс тенге. Интеграционные объединения, по его словам, не должны причинять ущерб экономике республики. «У нас же ЕАЭС, и, кстати, он не должен наносить нам ущерб. В таких же условиях Европейский союз – кое-какие страны говорят о закрытии своих границ. То есть интересы государства, экономики каждой страны важнее всего. Надо иметь это в виду», – сказал он в ходе расширенного заседания правительства в среду в Астане.
Исполнительный директор политологического центра «Север–Юг» Юлия Якушева отметила, что вопрос о ситуации вокруг ЕАЭС был далеко не самым главным и даже не темой второго уровня на прошедших в Ак Орде (резиденции президента) совещаниях. «Уже который день Нурсултан Назарбаев вразумляет министров и представителей национальных компаний в отношении глубины и продолжительности кризисных явлений в экономике. В понедельник в центре внимания была тема ЭКСПО-2017, сегодня досталось правительству. Тем более что вопрос по принятию бюджета в мажилисе (парламенте. – «НГ»), судя по всему, разрешится только в последний момент, после того как министр Ерболат Досаев наконец-то взял на себя смелость озвучить ожидаемый курс доллара на 2016 год – 300 тенге за 1 у.е. Только на проведении ЭКСПО-2017 придется урезать бюджет выставки на 78 млрд тенге, и это еще не конец в сокращении бюджетных расходов», – сказала «НГ» Якушева. Она отметила, что ситуация крайне сложная и Ак Орде сейчас не до политических демаршей. Задача одна – изыскать средства для реализации бюджетных программ, привлечь внешних инвесторов, в том числе из России, сохранить социальную стабильность в обществе. «Поэтому все, что касается закрытия границ для товаров из ЕАЭС, можно серьезно обсуждать только в ситуации дальнейшего углубления внутреннего кризиса. А это пока мало зависит от интеграции, а прямо следует из цен на энергоносители. Что бы ни говорили противники ЕАЭС, интеграция не влияет на Казахстан в минус, и это понимают в окружении Назарбаева, а вот другой вопрос: в чем плюс?» – отметила Юлия Якушева.
По мнению представителя Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марата Шибутова, баланс положительных и отрицательных последствий от интеграционного объединения должен быть в пользу положительных. И это должно быть постоянно. «Поэтому это просто напоминание правительству по поводу того, что надо постоянно приспосабливаться к условиям интеграционных объединений, чтобы экономика Казахстана была в выигрыше», – сказал «НГ» казахстанский политолог. По его мнению, Россия до сих пор в ЕАЭС является страной, которая хуже всех выполняет взятые на себя обязательства и имеет самое большое количество изъятий по товарам.