Группы активистов дежурят у офиса «Рустави-2» круглосуточно. Фото Reuters
В Тбилиси в понедельник прибыла Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини. Согласно официальному релизу, в программе визита – встречи с руководством Грузии, в ходе которых будут обсуждаться вопросы интеграции страны в ЕС, и в частности облегчение визового режима. По неофициальной версии, гостью не в меньшей степени интересуют сегодняшние политические процессы – итоги промежуточных выборов в парламент, состоявшихся в городке Сагареджо, а в первую очередь – судьба телекомпании «Рустави-2».
Сегодня в Тбилиси два центра напряженности. Один связан с рейтинговой телекомпанией «Рустави-2», руководство которого суд отстранил от работы, назначив внешнее управление. Другой – в офисе правительства Грузии, где объявили голодовку Ирма Инашвили, Ада Маршания и Эмзар Квициани – лидеры «Альянса патриотов Грузии», проигравшего выборы в Сагареджо.
Требования «патриоты» выдвинули простые и жесткие – пересмотреть итоги выборов, внести изменения в избирательный кодекс, которые обеспечат честность голосования, уволить нескольких министров, по их мнению, приложивших руку к фальсификации результатов выборов. Наиболее интересной фигурой, которую «Альянс» требует в жертву, безусловно, является Тина Хидашели – министр обороны, однофамилица которой Тамар Хидашели, собственно, обошла на пару сотен голосов генсека «Альянса патриотов» Ирму Инашвили. Сторонники Инашвили полагают, что основной мухлеж с голосами происходил в военной части, расположенной в окрестностях Сагареджо. Современные электронные средства, внедренные в процесс голосования, сделали невозможными такие грубые приемы, как вброс бюллетеней или подмена итогового протокола. Не вполне прозрачным по понятным причинам остается положение в воинских частях. Отсюда и подозрения. Плюс Хидашели – выдвиженец от правящей «Грузинской мечты» (ГМ).
Нейтральные наблюдатели, ничего не подтверждая и не опровергая, считают, что Ирма Инашвили, в целом активно и ярко проводившая избирательную кампанию, тем не менее не добилась мобилизации сагареджойцев в решающий день. По утверждению издания «Политфорум», голосовало не больше четверти населения района, а при пассивности электората инициатива обычно оказывается у ставленника властей. Это же издание указывает на огрех, допущенный Инашвили в ходе самой кампании. Вместо того чтобы решительно отмежеваться от идеи вступления в НАТО и прочих «прозападностей», что изрядно надоело кахетинцам, тяготеющим к России, пишет издание, Инашвили ввязывалась в мутные дискуссии, доказывая сопернице, что является не меньшей сторонницей вступления Грузии в Североатлантический альянс. «Политфорум» называет также ошибочной жесткую позицию телестудии «Объектив», одним из руководителей которой является Инашвили, в отношении властей – в частности, премьер-министра Ираклия Гарибашвили, и, конечно, неформального лидера ГМ Бидзины Иванишвили. Самый влиятельный человек Грузии хлесткой критики не простил и не случайно накануне выборов заявил, что не знаком с программой «Альянса патриотов», тем самым обрушив его шансы на успех.
Однако утверждать, что история с выборами завершена, наверное, было бы неправильно. Особенно зная Ирму Инашвили – известную журналистку, прошедшую войну в Абхазии, сыгравшую важнейшую роль в распространении видеосъемок о пытках в грузинских тюрьмах, обусловивших поражение правившего «Единого национального движения» (ЕНД) на парламентских выборах осенью 2012 года. Ее упорство общеизвестно, и так просто от объявленной цели она не откажется.
С напряженностью вокруг «Рустави-2» сложнее. «НГ» неоднократно писала о том, что предприниматель Кибар Халваши – бывший хозяин телекомпании, обратился в суд с требованием восстановить его в правах владельца, ибо расстался он в свое время с «Рустави-2» под давлением властей. В годы правления Михаила Саакашвили подобное практиковалось, и иск Халваши не стал какой-то сенсацией, но был расценен как удар властей по активизировавшемуся и не скрывающему реваншистских планов ЕНД, в рупор которого трансформировалась независимая телекомпания «Рустави-2». Попытки правящей «Грузинской мечты» преподнести ситуацию как исключительно хозяйственный спор в целом оказались неубедительны. Даже несмотря на то, что с юридических позиций и буквы закона дело внешне обстоит именно так и не иначе.
Но если грузинское общество призывам руководства «Рустави-2» встать на защиту свободы слова отреагировало далеко не массово, не забыв, очевидно, как телеканал, по сути, оправдывал жестокие разгромы оппозиции в период президентства Саакашвили, то западные друзья «националов» тревогу забили тотчас. Как сказал эксперт по вопросам Кавказа, депутат парламента Мамука Арешидзе, всплыла застарелая проблема «Грузинской мечты», которой так и не удалось добиться в должной степени благорасположенности Запада, продолжающего считать своим союзником ЕНД, а все другие политические силы Грузии, с подачи того же ЕНД, если не враждебными пророссийскими, то и не заслуживающими доверия. Поэтому сугубо внутренняя проблема с телеканалом была в очередной раз удачно раздута до глобальных масштабов прежней властью, в одночасье «забывшей», как сама уничтожала телекомпанию «Имеди» и другие неугодные СМИ. По теме давления в Грузии на свободу слова уже высказались многие западные политики и институты. И, похоже, вопрос очередной смены владельцев телекомпании «Рустави-2» не оставит безучастной Федерику Могерини.