«Рустави-2» остается самым популярным грузинским телеканалом. Фото с сайта www.ekhokavkaza.com
Сегодня Тбилисский городской суд вынесет решение по делу о возвращении телекомпании «Рустави-2» предпринимателю Кибару Халваши – бывшему ее владельцу. Накануне гендиректор телекомпании Ника Гварамия выступил с призывом к населению – прийти к зданию суда «для защиты свободы слова». По его словам, суд не является объективным, решение по «Рустави-2» предопределено, а сам он получил угрозы и недвусмысленные предупреждения.
Ника Гварамия – бывший генпрокурор времен Михаила Саакашвили, сумел не только удержать «Рустави-2» под влиянием «Единого национального движения» (ЕНД) – бывшей партии власти, но и обойтись минимальными рейтинговыми потерями, которые были неминуемы в той ситуации, в которой оказалась телекомпания после поражения «националов» на парламентских выборах 2012 года.
Естественно, новым властям оппозиционный настрой «Рустави-2» сразу пришелся не по душе. Но тучи над «Рустави-2» сгустились неожиданно, когда бывший ее владелец Кибар Халваши объявил, что в свое время продал телекомпанию под давлением и теперь хочет восстановить права. Промежуточные решения Фемиды ввергли телекомпанию в столь тяжелое положение, что ее руководство обратилось к населению за финансовой поддержкой для полноценной деятельности, Впрочем, как утверждают противники «Рустави-2», это был пиар-ход, поскольку сумасшедшие по грузинским меркам зарплаты сотрудники продолжали получать минута в минуту. Руставцы, поглощенные судебными заседаниями, эти заявления не комментировали и не опровергали.
Между тем заседания суда проходили в нервной обстановке, неоднократно срывались и переносились. Защита выступала с заявлениями, в которых обвиняла суд в предвзятости, а ведущего процесс судью Тамаза Утмелидзе – жертвой шантажа, так как его родственники оказались замешаны в неком скандале, а сам соответственно со «связанными руками».
Ника Гварамия, видные представители ЕНД в происходящем обвинили бывшего премьер-министра Бидзину Иванишвили, который «в преддверии парламентских выборов в будущем году решил заткнуть влиятельный телеканал и тем самым оградить и себя, и правящую «Грузинскую мечту» от критики».
Иванишвили, прежде часто выражавший недовольство тенденциозностью «Рустави-2», за все эти дни не обронил ни слова. Власть же всячески пытается отмежеваться от судебного процесса. О том, что дело телекомпании является хозяйственным без политической подоплеки, заявили практически все лидеры правящей ГМ. Последней в среду это сделала министр юстиции Тея Цулукиани, призвавшая заодно правосудие обеспечить прозрачность и надежность процесса.
Однако представители «Рустави-2» в искренность властей верят, пребывая в уверенности, что решение о возвращении компании Халваши уже принято и осталось только официально его огласить. Ника Гварамия, говоря об этом, сообщил попутно, что сам он от серьезного человека во власти получил предупреждение о готовящейся публикации компромата. «Он мне недвусмысленно напомнил и о том, что я не успел вывезти свою семью за рубеж, – поведал Гварамия. – Пусть публикуют, что вздумается. Буду разбираться в суде, если влезли в мою личную жизнь».
Его подчиненные между тем объясняли, почему убеждены в том, что за действиями Кибара Халваши стоит власть, которая решила любой ценой вынудить «Рустави-2» изменить редакционную политику. По словам журналистов, все эти годы Халваши не заикался о том, что расстался с телекомпанией не по своей воле. «Наоборот, он всегда жаловался на чрезмерные и непосильные для него затраты на «Рустави-2». И вдруг за год до парламентских выборов он решил вернуть себе телекомпанию?» – недоумевает журналистка Тея Адеишвили. «Халваши – не тот человек, который будет защищать телеканал в противостоянии с властями», – говорит популярная ведущая Нанука Жоржолиани. Из ее слов следует, что именно поэтому ему и «всучили» телеканал после революции роз, чтобы сделать из «Рустави-2» проправительственное СМИ, и именно Халваши в праве хозяина настаивал на том, чтобы линия редакции не противоречила политике ЕНД и Саакашвили, и ничего не делал, чтобы сохранить на телеканале некоторых популярных ведущих. «Все недовольные были тогда уволены, и сломать канал еще раз ему не составит труда», – говорит она.
Руководитель информационной службы «Рустави-2» Георгий Лаперашвили призвал тбилисцев выйти на защиту телекомпании, «как это уже делалось не раз». О намерении поддержать «Рустави-2» объявили не только «националы», но и лидер Лейбористской партии Шалва Нателашвили, отношения которого с бывшей властью дружескими назвать трудно, а также экс-министр обороны, лидер «Свободных демократов» Ираклий Аласания.
«Рустави-2» неоднократно играла важную роль в истории современной Грузии. Именно в попытке свести с ней счеты просчиталось еще правительство Эдуарда Шеварднадзе. В начале 2000-х годов фискальные службы, парализовавшие работу телекомпании, вынуждены были оставить ее в покое под давлением многотысячного митинга тбилисцев, вышедших на защиту свободы слова. Именно «Рустави-2» спустя несколько лет стала одной из движущих сил во время революции роз, оказав колоссальную информационную поддержку Саакашвили в противостоянии с властями. К сожалению, сам телеканал после революции, заигравшись с новой властью, стал ее рупором, в результате чего несколько потерял в популярности. Поражение ЕНД на парламентских выборах в 2012 году обернулось для телекомпании еще одной трансформацией – в нечто похожее на партийное СМИ. Именно по этой причине «народная поддержка» «Рустави-2» сегодня может оказаться урезанной. Рупор «националов», хоть и достаточно профессиональный, вызывал раздражение у немалой части общества, критически относящегося к экс-президенту Михаилу Саакашвили и его партии.