Военные Германии до конца года покинут Узбекистан. Фото Reuters
Туркменистан, столкнувшись с угрозами атак со стороны радикалов Афганистана, пытается найти поддержку у США. В Вашингтон по поручению президента Гурбангулы Бердымухамедова прибыла делегация во главе с главой МИДа Рашидом Мередовым, которая намеревается обсудить вопросы безопасности страны и Центрально-Азиатского региона. Бердымухамедов остался дома, отказавшись даже от участия в саммите СНГ, который состоится сегодня в Астане, и делегировал в Казахстан вице-премьера.
«Туркменистан рассматривает США в качестве стратегического партнера и придает большое значение углублению сотрудничества с этой страной», – говорится в заявлении правительства страны.
Очередные туркмено-американские политические консультации, отмечается в сообщении, «станут новым действенным шагом на пути продвижения межгосударственного партнерства, опирающегося на неизменную добрую волю сторон и обоюдное намерение и впредь его всемерно укреплять и развивать». Перспективным направлением двустороннего сотрудничества в Ашхабаде считают сферы транспорта и связи, энергетический сектор. Но на нынешних переговорах в Вашингтоне центральный вопрос – сфера безопасности.
Все последние дни радикальные группировки из Афганистана испытывают туркменскую границу на прочность. Минобороны Туркменистана вынуждено было начать передислокацию боевой техники, вооружения военнослужащих из более спокойных регионов, в частности с туркмено-узбекской границы, на рубежи с Афганистаном. Ташкент обещал оказать помощь Ашхабаду в охране границы, поставках тяжелой техники.
Как сказал «НГ» ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Шохрат Кадыров, «договоренность о совместной защите рубежей при угрозе извне между Бердымухамедовым и Каримовым достигнута еще в 2012 году. Теперь, похоже, может наступить время практической реализации соглашения». «Туркменистан, имея статус нейтрального государства, может обратиться за помощью к любой стране мира и к ООН. Но в этом случае туркменский нейтралитет кончается там, где начинается военная помощь другого государства», – заметил Кадыров.
В связи с этим политолог, эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов сказал «НГ», что визит Рашида Мередова в Вашингтон проходит в непростой для Туркменистана ситуации: «Страна, более 20 лет назад объявившая о постоянном нейтралитете, в известной степени оказалась заложницей этого, казалось бы, замечательного статуса. Выяснилось: то, что позволено по-европейски респектабельной Швейцарии, недоступно для азиатского Туркменистана». Как отметил Дубнов, Ашхабад, находящийся в тисках угроз вооруженных атак со стороны радикальных исламистов Афганистана, финансово-экономического прессинга со стороны Китая, ставшего де-факто монопольным покупателем туркменского газа и навязывающего выгодные себе цены, политического давления со стороны РФ и Ирана, препятствующих строительству Транскаспийского газопровода для вывода туркменских углеводородов в Европу, вынужден искать поддержки Вашингтона сразу по нескольким направлениям.
«Однако попытка опереться на американское плечо не может не сталкивать Ашхабад с Москвой, которая медленно, но неуклонно возвращает влияние в Центральной Азии, используя нарастающую опасность исламского фундаментализма», – сказал Дубнов. По его сведениям, высокопоставленные российские силовики за последние месяцы не раз наведывались в Ашхабад для обсуждения возможностей оказания содействия Туркмении в обеспечении безопасности. К примеру, недавно там побывал экс-глава МВД РФ Рашид Нургалиев. Стало также известно, что готовился визит в Ашхабад министра обороны РФ Сергея Шойгу. Однако, по словам Дубнова, в последний момент туркменская сторона отказалась принимать российского министра. В результате пуски российских ракет из Каспийского региона оказались неожиданностью для Ашхабада. Так или иначе, атака, произведенная из акватории Каспия, близ границ Туркменистана, обеспокоила Ашхабад. Не исключено, что на переговорах в США Рашид Мередов будет говорить и об этом.
Туркменское руководство помимо укрепления безопасности крайне заинтересовано в политической поддержке США реализации проектов газопровода Туркмения–Афганистан–Пакистан–Индия и, разумеется, Транскаспийского. «Однако очевидно: Мередову в Вашингтоне придется выслушать и жесткие нотации, связанные с нарушениями прав человека в Туркмении. До сих пор неизвестна судьба десятков политических заключенных. Полагаю, что без уступок Ашхабада в этих вопросах ожидать успеха от визита Мередова в США будет трудно», – отметил Дубнов.
По мнению заместителя заведующего кафедрой прикладной политологии Финансового университета, доцента Евгении Войко, Туркменистан продолжает многовекторную стратегию. «Новых действий со стороны туркменского руководства нет. Мы видим стремление заручиться военной и экономической поддержкой США в контексте угрозы со стороны радикальных группировок вдоль афганской границы. В Ашхабаде пытаются эту тему обыграть, продемонстрировать, что она является одним из ключевых вызовов безопасности всего мира для получения политических и экономических дивидендов», – сказала «НГ» Евгения Войко.
Пока неясно, в какой степени Ашхабаду стоит надеяться на помощь Вашингтона или Москвы, единственным твердым его союзником перед угрозой с афганской стороны является Ташкент. Туркмения и Узбекистан – две внеблоковые страны региона. Выход Узбекистана из ОДКБ означал, что республика будет диверсифицировать политику по вопросам безопасности и стремиться взаимодействовать с теми игроками, кто на данный момент или в среднесрочной перспективе может быть полезен и значим с этой точки зрения. Но с выводом базы бундесвера из Термеза «будет меняться карта безопасности региона».
«Повышается необходимость усиливать безопасность. Эта тема будет одной из центральных в повестке российско-узбекских переговоров и в целом отношений в регионе. Визит президента Ислама Каримова ожидается в Москву до конца нынешнего года», – сказала Войко. По ее словам, пребывание базы бундесвера в Узбекистане с политической точки зрения в Германии вызывало много вопросов, прежде всего с экономической точки зрения. Германия не готова платить арендную плату в 70 млн евро. А именно такую сумму, по информации еженедельника Spiegel, Узбекистан потребовал на 2016 год за аренду аэродрома в Термезе. Есть вопросы и к Ташкенту с точки зрения соответствия определенным политическим стандартам Узбекистана. По мнению Дубнова, и Узбекистан, и Германия будут рады концу «военного романа», притом что узбекская граница с Афганистаном является одной из наиболее охраняемых и защищенных. Ни Туркменистан, ни Узбекистан не будут просить военной помощи у Москвы.