Основная тема переговоров глав Турции, Азербайджана, Туркмении, как правило, – энергетика и безопасность. Фото с официального сайта президента Азербайджана
Сегодня в туркменском городе Аваза планировались переговоры президентов Туркменистана, Азербайджана и Турции Гурбангулы Бердымухамедова, Ильхама Алиева и Реджепа Тайипа Эрдогана. В программе переговоров – вопросы энергетического сотрудничества, в частности, транспортировка туркменского и азербайджанского газа в Европу через территорию Турции, а также вопросы стабильности и безопасности в регионе, особенно в Туркменистане, к границам которого вплотную подошли отряды радикального движения «Талибан».
Анонсированная встреча президентов Турции, Туркмении и Азербайджана в Авазе вписывается в формат трехсторонних отношений, оформившийся пару лет назад в ходе встреч глав внешнеполитических ведомств и утвержденный впоследствии главами государств. С самого начала основной темой трехсторонних переговоров стала тема экспорта туркменских и азербайджанских энергоносителей через Турцию в Европу. В качестве вспомогательной темы, призванной укрепить такой формат, стало гуманитарное сотрудничество. «Не случайно основное население всех трех стран составляют огузскую группу тюркских народов. Все три президента, таким образом, могут вполне общаться без переводчиков. В нынешних непростых геополитических условиях это немаловажный фактор. В результате роста террористической активности в регионе все три страны подвергаются значительным рискам со стороны внешних сил, однако, по всей видимости, даже в это непростое время тема безопасности в ее военно-политическом контексте не будет объявляться приоритетной в обсуждениях», – сказал «НГ» руководитель клуба политологов «Южный Кавказ Ильгар Велизаде. Он считает, что энергетический, или скорее транспортно-энергетический, контекст будет представлен на встрече как доминирующий. Тем более что в августе в Анталье министры иностранных дел трех стран подписали коммюнике, в котором указывается, что стороны «придают особую важность вопросу транспортировки туркменского и азербайджанского газа в Европу через территорию Турции». Кроме того, стало известно, что частные турецкие компании намерены закупать туркменский газ через Иран. Речь пока идет о 2 млрд куб. м. Но, по словам министра энергетики Турции Танера Йылдыза, Анкара хочет увеличить закупки до 10 млрд куб. м.
«После заявления президента Турции Эрдогана о возможности пересмотра соглашений о поставках российского газа в Турцию, а также решения «Газпрома» сократить объемы газа в рамках «Турецкого потока» вдвое вновь актуализируется тема поставок туркменского газа в Турцию. Причем в нынешних условиях турецкая сторона весьма заинтересована в достижении конкретных соглашений по этому вопросу», – считает Велизаде. Но, как напоминает эксперт, вопрос упирается в проблему реализации строительства трубопровода по дну Каспия – только желания Турции, Азербайджана и Туркменистана явно недостаточно. «Повисли в воздухе вопросы, связанные с доставкой газа конечным потребителям в Европе: вопрос цены его на европейских рынках, стоимость транзита, физический объем, финансирование соответствующей инфраструктуры и целый ряд сопутствующих вопросов. К тому же Баку и Ашхабад не желают портить отношения с Москвой, что может негативно повлиять на всю каспийскую повестку, причем перед долгожданным принятием соглашения по статусу Каспия», – отметил Ильгар Велизаде.
Эксперт считает, что газ можно доставлять и танкерами, правда, это значительно дороже экономически, но менее рискованно политически. Но стоит ли игра свеч? «Под проект нужны четкие политические гарантии, как минимум ЕС. Но о какой гарантии можно говорить, когда политические трения между Брюсселем и Баку то и дело грозят перерасти в открытый конфликт между сторонами? Дело дошло до того, что Баку поставил под сомнение свое дальнейшее участие в проектах в рамках программы «Восточного партнерства», а Брюссель тормозит работу над соглашением по стратегическому партнерству между Азербайджаном и ЕС. Понимая все эти сложности, стороны скорее ограничатся обсуждением тем и проектов, которые непосредственно касаются лишь их собственных интересов. Тем более что вопросов к ЕС накопилось достаточно не только у Баку, но и у Анкары, и у Ашхабада. Таким образом, складывается картина, когда есть купец и есть покупатель, но отношения между ними далеки от гармонии. В условиях, когда никто не хочет поступаться своими интересами, торг может затянуться», – считает Велизаде.
Руководитель отдела евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев также склоняется к тому, что Турция пытается найти альтернативу российскому газу. «Если гипотетически туркменский газ пошел бы в Турцию, тогда Анкара могла более уверенно чувствовать себя в разговоре с Москвой, жестко отстаивать понижение цены на газ, требовать право влиять на ситуацию вдоль сирийско-турецкой границы, в частности, в провинции Идлиб и в Алеппо. Однако все эти попытки не могут иметь быстрого решения. Потому что те две нитки, которые проложены через Иран, маломощные, по ним нельзя увеличить объемы поставок туркменского газа. Стоит учесть и то, что сегодня при сближении Ирана и России Тегеран на такое не пойдет», – сказал «НГ» Евсеев. По его мнению, проект прокладки трубы по дну Каспия также не очевиден. Кроме того, чтобы начать поставки туркменского газа, нужно разработать новые месторождения, поскольку нынешние в основном выкуплены Китаем – основным покупателем туркменского газа. К тому же с учетом известных сложностей в Турции вряд ли сегодня в Авазе могут быть приняты принципиальные решения, считает Евсеев.
Так оно и оказалось. На момент подписания номера в печать стало известно, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган все-таки отменил свой визит из-за теракта в Анкаре.