Министр обороны Степан Полторак и президент Петр Порошенко обеспокоены ситуацией на западной границе. Фото Reuters
В течение месяца Украина восстановит заброшенный военный городок в Ивано-Франковской области, чтобы разместить на его территории новую 10-ю горную штурмовую бригаду. На пресс-конференции по этому поводу прозвучало заявление о том, что целью формирования бригады является защита от гипотетических территориальных претензий на Буковину со стороны Румынии. Подобные части могут появиться и на границах с Венгрией, отмечают источники «НГ». В официальных стратегических документах Киев в этом году признал единственной угрозой агрессию со стороны РФ.
О создании новой бригады численностью около 1 тыс. бойцов рассказал западноукраинским СМИ начальник организационно-мобилизационного управления оперативного командования «Запад» полковник Виктор Кевлюк. «Министр обороны Украины принял решение сформировать новую горную штурмовую бригаду под номером 10. Местом ее дислокации станет Коломыя. Наша задача – посмотреть, что там осталось на военных объектах, провести реконструкцию и переоборудование казарм. После этого будем готовы принять на контрактную службу около тысячи добровольцев», – передала ивано-франковская газета «Стык» пояснения полковника. По его словам, формирование бригады запланировано к концу октября.
По сообщению того же издания, в минувший вторник в облгосадминистрации состоялось совещание по вопросу создания воинской части. Губернатор Олег Гончарук познакомился с командиром новой бригады, подполковником Василием Зубаничем.
Именно Зубанич на пресс-конференции в Ивано-Франковске сделал сенсационное заявление о том, что целью создания 10-й горной штурмовой бригады является защита региона от теоретически возможных территориальных посягательств Румынии. Он уточнил, что в случае необходимости бойцы могут быть переброшены в зону антитеррористической операции. И, как утверждают местные журналисты, намекнул, что умение вести войну в горах могло бы понадобиться в Крыму.
Источник «НГ» в украинских военных кругах сказал, что вопрос о формировании новых воинских частей и подразделений увязан с темой реформы Вооруженных сил Украины. «Это обсуждалось с прошлого года. Правда, речь шла о формировании частей вдоль границ с Россией, поскольку у нас с советских времен никто серьезно не рассматривал возможность войны с братским народом – к моменту начала войны в Донбассе граница была «голой». Зато на западных границах с тех же советских времен остались части, которые пришлось перебрасывать на восток. Реформа предполагает в том числе и усиление защиты границ по всему периметру», – пояснил он.
В Киеве не хотят комментировать слова Василия Зубанича о теоретически возможной угрозе со стороны стран – членов ЕС. Неофициально же говорят, что и в Румынии, и в Венгрии есть политические силы, которые в момент аннексии Крыма заявили о своих притязаниях на украинские земли. Весной прошлого года представитель венгерской делегации в ПАСЕ наделал шума заявлением о том, что Украина – «это искусственное государство», в состав которого несправедливо включено Закарпатье, ранее принадлежавшее Венгрии.
Венгерский МИД сразу же выступил с заявлением, в котором решительно опровергались какие-либо территориальные претензии к Украине. У здания министерства в Будапеште состоялись митинги, участники которых требовали вернуть Закарпатье. Звучали призывы к власти защитить венгерское население Украины (по разным данным, от 150 до 200 тыс. человек) силами национальной армии. Речь шла о таком же сценарии, который был реализован в Крыму: ввести войска, чтобы под их покровительством украинские венгры провели референдум о самоопределении.
Официальный Будапешт отмежевался от такой позиции. МИД государства в своем заявлении осудил «заявления отдельных партий и движений, которые ставят под сомнение территориальную целостность и суверенитет других стран».
В Ивано-Франковской области разместят горную штурмовую
бригаду. Фото Украинского военного портала |
Но на этом вопрос не был исчерпан, уверен сопредседатель общественной инициативы «Правое дело» Дмитрий Снегирев. В своем блоге он написал, что в июне сего года, выступая в парламенте, глава кабинета премьер-министра Венгрии Янош Лазар рассказал, что «венгерские шпионы в последнее время активно работали в Украине, чтобы гарантировать, что политические лидеры могут продвигать интересы Венгрии». Снегирев утверждает, что после того, как он обнародовал эту информацию, украинский МИД провел беседу с венгерским послом.
Но спустя два месяца обнаружилось, что венгерские политические силы не отказались от своих целей, хотя и внесли коррективы в план их достижения. «В первых числах сентября в Берегове (Закарпатская область) состоялись конференции двух партийных организаций венгров Украины, на которых было утверждено соглашение о сотрудничестве на нынешних выборах в местные советы», – обратил внимание Снегирев. Он напомнил, что ранее две венгерские партии в Украине конкурировали (одна из них несколько лет тому назад перешла под крыло Партии регионов и смогла делегировать своего депутата в Верховную раду). А сейчас на фоне «проведения венгерскими специальными и дипломатическими службами в Украине операций по защите венгерских граждан» национальное меньшинство сплотилось. «Территориальные претензии Венгрии к Украине могут вылиться в трагические события. Ситуация искусственно обостряется, создаются предпосылки для появления на политической арене так называемого «Карпатского бассейна», – написал Дмитрий Снегирев.
Источник «НГ» считает опасения оправданными. Он отметил, что и в Румынии есть политические силы, претендующие на украинские земли – Буковину (Черновицкая область) и Южную Бессарабию (Одесская область). «И Венгрия, и Румыния выдавали свои паспорта жителям Западной Украины. Хотя двойное гражданство в Украине запрещено. Проводили работу… Года четыре тому назад жители Черновцов обнаружили, что весь город обклеен листовками «Aici e Romania» – «Здесь Румыния», – сказал источник. Он отметил, что «официальные дружеские и добрососедские отношения не помешали Румынии через Международный суд ООН отсудить у Украины часть территории». Речь идет о суде, длившемся с 2004 по 2009 год, относительно делимитации морских границ исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Черном море. Украина потеряла права на остров Змеиный. «Именно в тот момент всерьез заговорили о том, кто из соседей может попытаться откусить еще какой-нибудь кусок. Даже представители команды Януковича в 2012 году обеспокоились тем, что соседи претендуют на украинские территории. Но ничего не сделали, чтобы предотвратить такое развитие событий», – сказал украинский военный, пожелавший остаться неназванным.
Сейчас эксперты в Киеве говорят, что в период крымских событий в Румынии, как и в Венгрии, подняли флаги те политические силы, которые претендуют на украинские земли. В январе 2014 года журналист Дину Зара в своем блоге обобщил витающие в воздухе настроения: «Украина находится на пороге гражданской войны. Совсем не исключен раздел страны на проевропейский Запад и пророссийский Восток. Готова Румыния вмешаться для защиты румын Северной Буковины, Герцевского округа, Северной и Южной Бессарабии?»
По данным открытых источников, в Украине проживает более 150 тыс. румын. Как ранее венгерское нацменьшинство, так в этом году и румынское потребовали от Киева создания национальных автономий. Румыны приняли это решение в конце июля в ходе состоявшейся в Черновцах конференции Ассамблеи румын Буковины. В ее работе приняли участие и гости из Румынии, а также, по сведениям местных журналистов, представители румынской общины Молдавии, выступающие за идею «Великой Румынии». Марчел Руссу, представленный участникам конференции как румынский гость, заявил, что «борьба буковинцев за румынскую автономию носит адекватный и актуальный характер».
Руководитель Международного института демократий Сергей Таран считает, что на сегодня опасности создания новых горячих точек в Украине нет. «Маргинальные политики, пытающиеся привлечь к себе внимание провокационными заявлениями, есть не только в Венгрии или Румынии. Вот французские депутаты, несмотря на санкции, посетили Крым – это что? И в Германии есть такие силы. Но они не влияют на официальную позицию государств. И Венгрия, и Румыния, коль скоро о них идет речь, являются членами ЕС и НАТО. Ни Будапешт, ни Бухарест не станут разрушать эту систему безопасности изнутри, кто бы ни пришел к власти в этих государствах. Заявлять можно что угодно, но предпринимать шаги, которые приведут к болезненным последствиям, никто не станет», – уверен Таран.
Политолог отметил, что национальные меньшинства в Западной Украине вместе со всей страной переживают тяжелые времена. «Там могут появиться лидеры, призывающие присоединиться к ЕС. Но каждое село понимает: ЕС отщепенцев не примет, а проблем, как у жителей Донбасса, никто не хочет», – сказал Таран. Он отметил, что, по данным последних соцопросов, украинцы переживают небывалый подъем патриотизма и гордости за свою страну. Поэтому теоретически возможные сепаратистские выступления не могут быть масштабными и растворятся в общей позиции о ценности единой страны. «Тут мог бы сыграть свою роль внешний фактор в виде каких-либо «зеленых человечков», без которых не было бы событий ни в Крыму, ни в Донбассе. Но Будапешт и Бухарест, конечно, не направят своих военных на территорию Украины», – сказал Сергей Таран. Он отметил, что создание новых воинских частей и специализированных бригад для усиления защиты границы связано не с тем, что Киев рассматривает возможность агрессии со стороны западных соседей, а с тем, что Украина вообще наращивает обороноспособность. «На нашей территории – гибридная война. И еще неизвестно, как она будет развиваться, где и в какой форме может последовать удар. Полтора года тому назад мы уже увидели, как антиукраинские силы в РФ находят общий язык с маргиналами в странах ЕС. Это может повториться. Нужно быть готовыми», – считает эксперт.
Киев