Серж Саргсян прибыл в Москву в сложное время. Фото Reuters
В понедельник в ходе рабочего визита в Москву президента Армении Сержа Саргсяна ожидалась его встреча с президентом РФ Владимиром Путиным. Согласно анонсу пресс-службы Кремля, «в повестке дня – вопросы дальнейшего углубления двустороннего сотрудничества в политической, экономической, культурно-гуманитарной сферах и интеграционного взаимодействия на евразийском пространстве». Очевидно, этим переговоры не ограничатся: крайне обострена ситуация в зоне карабахского конфликта и в армяно-азербайджанском приграничье. А помимо этого, издание Verelq.am в преддверии визита сообщило о том, что ЕС готовит с Арменией и Белоруссией новый вариант соглашений, более гибкий, чем прежний.
О новом соглашении сообщил Жан Ассельборн – министр иностранных дел Люксембурга, который председательствует в ЕС. По его словам, новый вариант предлагаемых Армении и Белоруссии соглашений предусматривает менее тесные связи этих стран с ЕС, чем предлагало соглашение об ассоциации. «Мы хотим сохранить мосты, – сказал Жан Ассельборн. – Мы понимаем, что соглашение об ассоциации невозможно, но готовы найти более легкий вариант... Это не соглашение об ассоциации, это будет что-то на уровень ниже, и пока не могу сказать, как это будет называться». При этом министр уточнил, что такие вопросы, как, например, таможенные льготы, новое соглашение затрагивать не будет. Он уточнил, что Армения благосклонно отнеслась к идее нового соглашения, а в Белоруссии реакция не столь позитивная.
Ереван еще в ноябре 2013 года в Вильнюсе намеревался парафировать с ЕС Ассоциативное соглашение и Договор о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA). Но прибывший тогда в Москву с визитом 3 сентября Серж Саргсян после встречи с Владимиром Путиным объявил, что Армения между альянсами выбирает Таможенный союз. Произошедшее часть экспертов объяснила «предположительным давлением Москвы», а другая – жесткостью интеграционной конструкции ЕС, которая ставила перед однозначным выбором ту или иную страну без каких-либо гарантий в вопросах безопасности или компенсации экономических потерь, на что Армения с общеизвестными отношениями с Азербайджаном и Турцией пойти не могла. В итоге Ассоциативное соглашение в Вильнюсе подписали Грузия и Молдавия. Как будет на этот раз – пока непонятно, хотя бы потому, что неизвестна суть самого соглашения. В каком русле могут пойти события, не берутся предсказать даже самые смелые в прогнозах эксперты и лишь вспоминают, что и соглашение об ассоциации в армянском варианте в отличие, скажем, от украинского или грузинского носило исключительно экономическую нагрузку, без военно-политической составляющей. Однако Москва взяла ту же линию, что и ЕС, поставив союзника перед жестким выбором между двумя альянсами. Ответ на вопрос хотя бы в частичной степени может стать известен после переговоров президентов двух стран.
Другой актуальный вопрос – Нагорный Карабах. Ситуация обострена не только на линии соприкосновения конфликтующих сторон. Обстрелам подвергаются районы армяно-азербайджанского приграничья, расположенные в достаточном отдалении от непризнанной республики. Редкий день обходится без кровопролития. Стороны действуют по принципу зуб за зуб, око за око. С приближением муниципальных и местных выборов в Нагорном Карабахе, как подсказывает опыт, ситуация будет только обостряться. Посредники Минской группы (МГ) ОБСЕ, еще недавно предсказывавшие скорую встречу президентов Азербайджана и Армении в ходе Генассамблеи ООН, поумерили оптимизм и теперь говорят о возможных переговорах министров иностранных дел двух стран. Стратегическим союзникам есть что обсудить по карабахскому конфликту. При том что отношения Москвы и Баку в последнее время характеризуются особо динамичным позитивом.
Возможно, Москву заинтересуют внутриармянские процессы. Речь не только о выступлениях общественности, требующей от властей пересмотра решения о повышении тарифа на электроэнергию, которое ведет к «Интер РАО ЕЭС» – владельцу армянских электрораспределительных сетей. Но также о готовящейся конституционной реформе, после которой Армения из президентской трансформируется в парламентскую республику.
На момент подписания номера в печать информации о встрече президентов не поступали.