0
26227
Газета СНГ Интернет-версия

02.09.2015 00:01:00

Каримов отказал Вашингтону

Тэги: узбекистан, ислам каримов, внеблоковый статус, коалиция, антитеррор, исламское государство


узбекистан, ислам каримов, внеблоковый статус, коалиция, антитеррор, исламское государство Президент Ислам Каримов поздравил свой народ с Днем независимости и пообещал вести комплементарную политику. Фото с сайта www.press-service.uz

Узбекистан сохранит за собой внеблоковый военный статус, не допустит размещения на своей территории иностранных баз и пребывания узбекских военнослужащих за пределами страны, заявил вчера президент Ислам Каримов. Он подчеркнул, что «этот принцип возведен в статус государственного закона». По мнению экспертов, это ответ Каримова Вашингтону на его предложение Узбекистану присоединиться к международной коалиции стран, борющихся против «Исламского государства» (ИГ) (деятельность организации запрещена на территории России по решению Верховного суда. — Прим. ред.) и воющих в Сирии и Ираке.

Помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Даниэль Розенблюм, находясь на днях в Ташкенте, официально предложил Узбекистану присоединиться к блоку международной коалиции, противостоящей террористической организации ИГ. Американский дипломат отметил, что Узбекистан является ключевым партнером НАТО в Центральной Азии и оказывает поддержку США в борьбе против талибов на территории соседнего Афганистана. Он напомнил, что США успешно завершили первый транш поставок военной техники в Узбекистан на общую сумму более 6 млн долл. Поставки будут осуществляться в рамках пятилетнего плана военно-технического сотрудничества США и Узбекистана. По словам американского чиновника, присоединение Узбекистана к борьбе коалиции против ИГ будет иметь положительное значение. Кстати, аналогичное предложение от Вашингтона получил и Таджикистан. «Мы попросили Узбекистан и многие другие страны присоединиться к коалиции, задачей которой является не только военное противостояние, но и борьба с финансированием ИГ, а также обмен информацией о передвижениях членов ИГ через границы. С точки зрения нашего сотрудничества в области безопасности с Узбекистаном мы также видим развитие в сфере активизации обмена информацией между нашими службами безопасности», – заявил Розенблюм.

США, приглашая Узбекистан в коалицию, учитывали, что у Узбекистана имеется богатый опыт в борьбе с радикальными экстремистами, в частности с организацией «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ), и совершенно не ожидали отказа Ташкента, с которым отношения после отмены санкций в 2012 году складываются как нельзя лучше. США использовали территорию Узбекистана для переброски грузов в Афганистан. В Термезе находится база НАТО, на которой дислоцируются военные Германии. В Ташкенте в прошлом году была открыта штаб-квартира Североатлантического альянса.

Тем не менее Ислам Каримов категорично отказал США. «Узбекистан никогда не присоединится ни к каким военно-политическим блокам и не будет размещать своих военнослужащих за пределами государства», – заявил глава Узбекистана на торжествах по случаю Дня независимости страны. Каримов пояснил, что «именно такую глубоко продуманную позицию, такую политику мы считаем правильной для себя, единственно верной, и никогда не свернем с этого пути». В числе приоритетных задач Узбекистана президент назвал «укрепление взаимодействия с ближними и дальними странами, установление взаимовыгодных связей, дальнейшее развитие сотрудничества на пути к объединяющим нас общим целям».

В то же время президент Таджикистана Эмомали Рахмон предпочел не комментировать предложение Вашингтона, сделанное Душанбе. «Это собственная игра Таджикистана в рамках его многовекторной внешней политики. Душанбе пытается максимально устроить для себя торг», – сказал «НГ» директор Аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев. По его мнению, американцам действительно нужно взаимодействие в борьбе с распространением ИГ, в том числе в Центральной Азии. Поскольку под угрозой ситуация в Афганистане. Узбекистан и Таджикистан, соседние с Афганистаном государства, могут оказать помощь в борьбе с радикалами. «Решение этого вопроса для администрации Обамы очень важно. Поскольку президент США и его администрация изначально обещали своим гражданам решить проблему в Афганистане. И если эта проблема обострится, а ИГ там прочно утвердится, то это будет ударом по репутации Обамы. Получится, что его политика изначально была ошибочной», – считает Казанцев.

«Предложение Вашингтона Узбекистану и Таджикистану об их участии в антитеррористической коалиции против ИГ – это сугубо политическая конструкция, ближайшей целью которой является втягивание среднеазиатских республик в более интенсивное военное и политическое сотрудничество с США», – пояснил «НГ» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев. Сама эта коалиция непосредственно в регионе ее действий на Ближнем Востоке, по мнению эксперта, имеет сомнительный характер, уже продолжительное время не оказывает какого-либо принципиального воздействия на ситуацию. 

Существующий в реальности уровень угроз для стран региона лежит не в плоскости вовлечения в военные программы США и НАТО, да и вообще не в военной плоскости, а в социально-экономической и идеологической, на внутристрановом уровне. Опасность от ИГ для стран Центральной Азии существует ровно настолько, насколько существующие в них политические и социально-экономические условия адекватны запросам общества. Проблемы Душанбе или Ташкента, как Бишкека, Астаны и Ашхабада – не в ближневосточном ИГ, а в том или ином уровне протестных настроений и религиозной ситуации в каждом государстве. Позиции США в регионе слегка пошатнулись в последние год-полтора – после категорического отказа Узбекистана от размещения на своей территории военных объектов США и НАТО летом прошлого года, вывода авиабазы из киргизского «Манаса».

Эксперт отмечает, что под эгидой борьбы с ИГ осуществляется попытка вернуть былые позиции и усилить их, действия США – это контрреакция на российские и китайские инициативы в регионе: ЕАЭС и Экономический пояс Нового шелкового пути соответственно. «Позиции Ташкента вряд ли претерпят в этой ситуации какие-либо серьезные изменения: неучастие в многосторонних альянсах становится одной из главных парадигм внешней политики Узбекистана во все большей степени, в этом ключе нужно рассматривать и выход из ОДКБ два года назад, и отказ от подобных форм сотрудничества с Западом. Для Душанбе американское предложение не относится к разряду тех, от которых нельзя отказаться. С учетом активизации процесса вовлечения Таджикистана в ЕАЭС американская инициатива будет лишним аргументом для руководства страны в торге за условия вступления республики в Евразийский экономический союз, поводом выпросить у Москвы дополнительные преференции «за верность». При этом ни в Таджикистане, ни особенно в Узбекистане у американцев нет таких рычагов влияния, как, например, в Киргизии – огромного количества соответствующих НПО или способной реализовать американские интересы оппозиции», – сказал Александр Князев.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1886
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3901
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2940
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2403

Другие новости