0
26238
Газета СНГ Интернет-версия

02.09.2015 00:01:00

Каримов отказал Вашингтону

Тэги: узбекистан, ислам каримов, внеблоковый статус, коалиция, антитеррор, исламское государство


узбекистан, ислам каримов, внеблоковый статус, коалиция, антитеррор, исламское государство Президент Ислам Каримов поздравил свой народ с Днем независимости и пообещал вести комплементарную политику. Фото с сайта www.press-service.uz

Узбекистан сохранит за собой внеблоковый военный статус, не допустит размещения на своей территории иностранных баз и пребывания узбекских военнослужащих за пределами страны, заявил вчера президент Ислам Каримов. Он подчеркнул, что «этот принцип возведен в статус государственного закона». По мнению экспертов, это ответ Каримова Вашингтону на его предложение Узбекистану присоединиться к международной коалиции стран, борющихся против «Исламского государства» (ИГ) (деятельность организации запрещена на территории России по решению Верховного суда. — Прим. ред.) и воющих в Сирии и Ираке.

Помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Даниэль Розенблюм, находясь на днях в Ташкенте, официально предложил Узбекистану присоединиться к блоку международной коалиции, противостоящей террористической организации ИГ. Американский дипломат отметил, что Узбекистан является ключевым партнером НАТО в Центральной Азии и оказывает поддержку США в борьбе против талибов на территории соседнего Афганистана. Он напомнил, что США успешно завершили первый транш поставок военной техники в Узбекистан на общую сумму более 6 млн долл. Поставки будут осуществляться в рамках пятилетнего плана военно-технического сотрудничества США и Узбекистана. По словам американского чиновника, присоединение Узбекистана к борьбе коалиции против ИГ будет иметь положительное значение. Кстати, аналогичное предложение от Вашингтона получил и Таджикистан. «Мы попросили Узбекистан и многие другие страны присоединиться к коалиции, задачей которой является не только военное противостояние, но и борьба с финансированием ИГ, а также обмен информацией о передвижениях членов ИГ через границы. С точки зрения нашего сотрудничества в области безопасности с Узбекистаном мы также видим развитие в сфере активизации обмена информацией между нашими службами безопасности», – заявил Розенблюм.

США, приглашая Узбекистан в коалицию, учитывали, что у Узбекистана имеется богатый опыт в борьбе с радикальными экстремистами, в частности с организацией «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ), и совершенно не ожидали отказа Ташкента, с которым отношения после отмены санкций в 2012 году складываются как нельзя лучше. США использовали территорию Узбекистана для переброски грузов в Афганистан. В Термезе находится база НАТО, на которой дислоцируются военные Германии. В Ташкенте в прошлом году была открыта штаб-квартира Североатлантического альянса.

Тем не менее Ислам Каримов категорично отказал США. «Узбекистан никогда не присоединится ни к каким военно-политическим блокам и не будет размещать своих военнослужащих за пределами государства», – заявил глава Узбекистана на торжествах по случаю Дня независимости страны. Каримов пояснил, что «именно такую глубоко продуманную позицию, такую политику мы считаем правильной для себя, единственно верной, и никогда не свернем с этого пути». В числе приоритетных задач Узбекистана президент назвал «укрепление взаимодействия с ближними и дальними странами, установление взаимовыгодных связей, дальнейшее развитие сотрудничества на пути к объединяющим нас общим целям».

В то же время президент Таджикистана Эмомали Рахмон предпочел не комментировать предложение Вашингтона, сделанное Душанбе. «Это собственная игра Таджикистана в рамках его многовекторной внешней политики. Душанбе пытается максимально устроить для себя торг», – сказал «НГ» директор Аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев. По его мнению, американцам действительно нужно взаимодействие в борьбе с распространением ИГ, в том числе в Центральной Азии. Поскольку под угрозой ситуация в Афганистане. Узбекистан и Таджикистан, соседние с Афганистаном государства, могут оказать помощь в борьбе с радикалами. «Решение этого вопроса для администрации Обамы очень важно. Поскольку президент США и его администрация изначально обещали своим гражданам решить проблему в Афганистане. И если эта проблема обострится, а ИГ там прочно утвердится, то это будет ударом по репутации Обамы. Получится, что его политика изначально была ошибочной», – считает Казанцев.

«Предложение Вашингтона Узбекистану и Таджикистану об их участии в антитеррористической коалиции против ИГ – это сугубо политическая конструкция, ближайшей целью которой является втягивание среднеазиатских республик в более интенсивное военное и политическое сотрудничество с США», – пояснил «НГ» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев. Сама эта коалиция непосредственно в регионе ее действий на Ближнем Востоке, по мнению эксперта, имеет сомнительный характер, уже продолжительное время не оказывает какого-либо принципиального воздействия на ситуацию. 

Существующий в реальности уровень угроз для стран региона лежит не в плоскости вовлечения в военные программы США и НАТО, да и вообще не в военной плоскости, а в социально-экономической и идеологической, на внутристрановом уровне. Опасность от ИГ для стран Центральной Азии существует ровно настолько, насколько существующие в них политические и социально-экономические условия адекватны запросам общества. Проблемы Душанбе или Ташкента, как Бишкека, Астаны и Ашхабада – не в ближневосточном ИГ, а в том или ином уровне протестных настроений и религиозной ситуации в каждом государстве. Позиции США в регионе слегка пошатнулись в последние год-полтора – после категорического отказа Узбекистана от размещения на своей территории военных объектов США и НАТО летом прошлого года, вывода авиабазы из киргизского «Манаса».

Эксперт отмечает, что под эгидой борьбы с ИГ осуществляется попытка вернуть былые позиции и усилить их, действия США – это контрреакция на российские и китайские инициативы в регионе: ЕАЭС и Экономический пояс Нового шелкового пути соответственно. «Позиции Ташкента вряд ли претерпят в этой ситуации какие-либо серьезные изменения: неучастие в многосторонних альянсах становится одной из главных парадигм внешней политики Узбекистана во все большей степени, в этом ключе нужно рассматривать и выход из ОДКБ два года назад, и отказ от подобных форм сотрудничества с Западом. Для Душанбе американское предложение не относится к разряду тех, от которых нельзя отказаться. С учетом активизации процесса вовлечения Таджикистана в ЕАЭС американская инициатива будет лишним аргументом для руководства страны в торге за условия вступления республики в Евразийский экономический союз, поводом выпросить у Москвы дополнительные преференции «за верность». При этом ни в Таджикистане, ни особенно в Узбекистане у американцев нет таких рычагов влияния, как, например, в Киргизии – огромного количества соответствующих НПО или способной реализовать американские интересы оппозиции», – сказал Александр Князев.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1123
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
549
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
486
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
618

Другие новости