Фото с официального сайта Президента Кыргызской республики
В Киргизии введена в эксплуатацию новая линия электропередачи (ЛЭП) «Датка–Кемин». Она позволит повысить надежность электроснабжения, обеспечить неограниченное потребление электроэнергии независимо от состояния схемы основной сети соседних государств. ЛЭП построена на китайский кредит китайской же компанией ТВЕА.
Основное производство электроэнергии в Киргизии сосредоточено на реке Нарын, на которой находится каскад ГЭС, генерирующих более 70% вырабатываемой в стране энергии. Ранее, чтобы передать производимую энергию потребителю, приходилось использовать электросети Узбекистана – для обеспечения потребителей на юге Киргизии, или Казахстана – для северян. Использование электросетей соседей не только влекло за собой дополнительные расходы, но и ставило Киргизию в зависимость от них. Собственных средств для строительства внутренней линии электропередач у республики не было, и пришлось искать заемные. В 2012 году кредит в 390 млн долл. для строительства ЛЭП 500 кВ «Датка–Кемин» и подстанции 500 кВ «Кемин» предложил Китай. Финансирование брал на себя принадлежащий правительству Поднебесной «Эксимбанк», а в качестве подрядчика предлагалась китайская компания TBEA.
Условия соглашения подвергались критике рядом киргизских депутатов. Например, в июне 2012 года представитель фракции «Ата-Журт» Ахматбек Келдибеков заявил: «Китай дает нам кредит под 2% годовых и навязывает своего подрядчика. Получается, что своим кредитом они инвестируют собственную компанию... Они будут привлекать к работе свою технику и рабочую силу. Кроме того, все запчасти и остальное будет закупаться в Китае. Получается, что все деньги уйдут опять же в КНР. А через 20 лет мы выплатим Китаю вместе с процентами 512 млн долл.». Несмотря на протесты, киргизские чиновники решили подписать соглашение – предложение Пекина, несмотря на недостатки, было самым приемлемым.
ЛЭП китайцы построили в срок – за три года. Выступивший 28 августа на церемонии открытия 405-километровой ЛЭП президент Алмазбек Атамбаев заявил: «Мы являемся свидетелями исторического события – Киргизия обрела энергонезависимость... Мы просили соседей о транзите. Теперь нам электричество никто не отключит. Это для страны большое событие, историческое... Надо будет, мы не только себя будем обеспечивать электроэнергией, но и экспортировать по высоким ценам».
Запуск в эксплуатацию новой ЛЭП действительно частично решает проблему с возможностью передачи электроэнергии внутри страны и в этом контексте уменьшает зависимость республики от капризов соседних стран. Однако в целом ни о каком «обретении энергонезависимости» речь пока не идет. Ключевая проблема Киргизии не столько в зависимости от соседей при транспортировке электроэнергии, сколько в объемах ее генерации.
С каждым годом потребность Киргизии в электричестве растет на 4–6%, однако его производство остается практически неизменным. Существующие мощности, а также система доставки электроэнергии до конечного потребителя изношены, требуют капитального ремонта, и поддерживать уже существующий объем выработки становится все сложнее. Ранее энергоизбыточная страна с предыдущего года впервые начала покупать электричество у соседей – Казахстана и Таджикистана.
Изменить ситуацию может реализация ряда проектов. Среди наиболее часто обсуждаемых – строительство ТЭС, использующей для выработки электроэнергии уголь с местного Кара-Кечинского месторождения. Также регулярно упоминается проект строительства каскада Верхне-Нарынских ГЭС мощностью 237 мВт – его реализация, несмотря на регулярные обещания чиновников и представителей компании «РусГидро», затягивается.
Помимо строительства ЛЭП в Киргизии, единственный значимый проект, который действительно воплощается в жизнь, – модернизация Бишкекской ТЭЦ. К началу 2018 года предполагается из 11 имеющихся турбогенераторов демонтировать четыре старых, а вместо них установить два новых. Аналогично проекту «Датка-Кемин», 386 млн долл. на модернизацию ТЭЦ республика взяла в долг у Китая. Подрядчик тот же – китайская компания ТВЕА.
Еще одна составляющая решения проблемы дефицита электроэнергии в Киргизии – эффективность. Сегодня до 60% энергоресурсов теряется в результате бесконтрольного потребления.
Бишкек