Кишиневский аэропорт может вернуться в госуправление. Фото с сайта www.airport.md
В Молдавии разразился скандал вокруг Кишиневского аэропорта, который был отдан в концессию российским инвесторам. Оказалось, что за компанией Avia Invest, ставшей хозяйкой аэропорта, стоит бизнесмен Илан Шор – муж певицы Жасмин. Ранее он проходил по делу о краже из молдавских банков 1 млрд долл., теперь фигурирует в новом, открытом Национальным центром по борьбе с коррупцией (НЦБК) в связи с махинациями Avia Invest.
Правительство намерено вернуть в управление государством Кишиневский международный аэропорт, заявил премьер-министр Молдавии Валериу Стрелец. «Я распорядился создать рабочую группу, которая рассмотрит юридические предпосылки, этапы и последствия расторжения соглашения о концессии Кишиневского аэропорта», – сказал он. По его словам, у комиссии есть четыре недели для подготовки рекомендаций правительству, которое должно принять окончательное решение о расторжении по данному вопросу.
Решение премьера последовало после того, как Национальный центр по борьбе с коррупцией заявил о начале соответствующего расследования. Данные НЦБК показывают, что компания Avia Invest, получившая аэропорт в концессию, инвестирует в его развитие не собственные средства, а поступления от аэропортовских сборов. С каждого пассажира взимается 9 евро в пользу развития аэровокзала, однако эти деньги идут совсем на другие цели. Часть этих средств была направлена на спонсирование футбольного клуба «Милсами», сказал премьер-министр Стрелец. Речь идет о клубе города Оргеев, мэром которого в настоящее время является Илан Шор.
Премьер также отметил, что на момент сдачи аэропорта в концессию, по заключению НАЦ, не существовало экономических оснований для решения правительства о передаче этого стратегического объекта в управление частной компании. По информации портала NOI.md, на вопрос о том, ответят ли экс-премьер Юрие Лянкэ или бизнесмен Шор за нарушения, связанные с концессией аэропорта, Стрелец сказал, что это должны решать правоохранительные органы.
Между тем Национальный центр по борьбе с коррупцией высказался за отмену договора о передаче в концессию компании Avia Invest Кишиневского международного аэропорта. Об этом говорится в информационной записке, направленной директором НЦБК Виорелом Кетрару на имя премьер-министра Валериу Стрельца. Документ опубликован на сайте правительства.
НЦБК поясняет, что «договор о концессии не был заключен с Ассоциацией юридических лиц – Хабаровский аэропорт и Коломенский завод, которые были определены в качестве победителей конкурса». Центр по борьбе с коррупцией полагает, что 5 млн евро, поступившие из России в уставный фонд Avia Invest, это «часть денег, изъятых из проблемных банков (группы BEM, из которых украден 1 млрд долл. – «НГ»), управляемых Шором».
НЦБК обвиняет в случившемся бывшего премьера Влада Филата и его заместителя, экс-главу Министерства экономики Валериу Лазэр. По мнению следователей Центра по борьбе с коррупцией, они ввели в заблуждение правительство, когда утверждали, что Кишиневский международный аэропорт нужно отдать в концессию частной компании ввиду его «нежизнеспособности».
В записке на имя премьер-министра Кетрару сообщает, что впервые вопрос о сдаче аэропорта в концессию был поднят экс-премьер-министром Владом Филатом на заседании Национального совета по частно-государственному партнерству 11 июня 2012 года. Докладчиком по этому вопросу выступил Лазэр. А 30 мая 2013 года уже правительство Юрие Лянкэ приняло решение о передаче аэропорта в концессию компании Avia Invest.
Ревизия, проведенная в аэропорту инспекцией Министерства финансов в 2015 году, констатировала, что «вопреки пояснительной записке, представленной экс-министром экономики Валериу Лазэром, предприятие развивалось динамично», отмечает Кетрару. В том же письме НЦБК предлагает расторгнуть договор о сдаче аэропорта компании Avia Invest. НЦБК возбудил в связи с этим уголовное дело.
Однако Avia Invest – компания-администратор Кишиневского международного аэропорта – отрицает обвинения в свой адрес. Как сообщает издание «Трибуна», директор аэропорта Петру Жардан рассказал, что несколько месяцев назад по распоряжению правительства в Кишиневском международном аэропорту был инициирован ряд проверок, порученных сразу нескольким госучреждениям, в том числе специальной комиссии Министерства юстиции.
«По завершении всех проверок были сделаны выводы и составлены отчеты, согласно которым проверяющие, в том числе входящие в комиссию под руководством министра юстиции
г-на Гросу, не выявили каких-либо нарушений», – уверяет директор аэропорта. Что на самом деле произошло и кто замешан в аэромахинациях, покажет расследование НЦБК. Но уже можно говорить о том, что аэропортовское дело обещает стать не менее громким, чем история о краже миллиарда долларов из молдавских банков, виновники которой пока не наказаны.