Президент Петр Порошенко не исключает эскалации конфликта на востоке страны. Фото с официального сайта президента Украины |
Вчера во второй половине дня президент Украины экстренно созвал заседание военного кабинета, в состав которого входят некоторые члены правительства и руководители всех силовых структур. О том, что встреча была внеплановой, обмолвился премьер-министр Арсений Яценюк. Ни он, ни другие представители власти не знали о конкретных вопросах, которые предстоит рассмотреть. Но допускали, что встреча связана с тем, что достигнутые в конце июля договоренности лидеров «нормандской четверки» по Донбассу были сорваны.
На прошлой неделе Петр Порошенко рассказал, о чем в телефонном режиме договорился с Владимиром Путиным, Ангелой Меркель и Франсуа Олландом.
По словам украинского президента, все согласились с необходимостью самое позднее 3 августа подписать новое соглашение об отводе тяжелых вооружений от линии разграничения и выполнить его в течение последующих 10 дней. То есть к середине месяца в Донбассе планировалось создать 30-километровую буферную зону, которая предусматривалась еще первыми Минскими соглашениями.
Новое соглашение должно было быть подписано на заседании контактной группы по урегулированию в Минске. Но участники встречи 3 августа увязли в спорах. Переговоры на уровне подгруппы по безопасности продолжились и вчера. К моменту сдачи номера в печать результаты не были известны, однако в Киеве говорили, что на этом этапе соглашение уже не удастся подписать. Ведь в полном составе контактная группа по урегулированию соберется через несколько недель – не до, а после Дня независимости Украины, то есть 24 августа.
Как отмечают осведомленные источники, суть противоречий, не позволивших подписать соглашение, свелась к обозначению географических точек, от которых каждая сторона должна была отвести тяжелые вооружения на 15 км вглубь своей территории. Те же источники сообщают, что представители самопровозглашенных республик потребовали, чтобы 30-километровая зона создавалась по всей линии разграничения, без исключений. А украинская сторона якобы потребовала сделать исключение для нескольких точек, главное – в районе Мариуполя.
Сделанное ранее заявление Петра Порошенко о том, что лидеры «нормандской четверки» договорились о создании до середины августа буферной зоны, многими в Украине было воспринято как намерение отвести войска. В Мариуполе, который считается зоной наибольшего риска, жители вышли на акции протеста с требованием обеспечить им защиту со стороны украинских военных. Представители власти и военного командования несколько дней убеждали граждан, что силовики не уйдут с позиций на подступах к городу и что договоренности «нормандской четверки» предполагают только отвод тяжелых вооружений.
Спустя несколько дней после своего заявления Порошенко отправился в Донецкую область, где уточнил: «Мы говорим об отводе Вооруженных сил из Широкина, но в Бердянском (соседнее с Широкиным приморское село, расположенное на несколько километров ближе к Мариуполю. – «НГ») на господствующих высотах мы оставляем наше подразделение. Ни на какие провокации мы не поддадимся. Охрана Мариуполя сейчас значительно усилена, введены дополнительные подразделения Вооруженных сил. Это касается и других участков – около Авдеевки, Бахмутской трассы, Счастья».
«В Минске представители ЛНР и ДНР не согласились с такими исключениями, потребовали, чтобы украинская сторона оставила позиции. В свою очередь, они готовы пообещать, что тоже отойдут. Но кто им верит? Говорят одно, делают другое», – сказал источник «НГ». Он отметил, что ранее самопровозглашенные республики отчитывались об отводе тяжелых вооружений: «Но мониторинговая миссия ОБСЕ проверила места дислокации и обнаружила, что часть отведенного исчезла. Это как понимать?»
В обнародованном позавчера отчете миссии ОБСЕ за 2 августа действительно сказано, что в двух из пяти проверенных мест дислокации техники ДНР инспекторы недосчитались артиллерийских систем. «Вооруженный человек, охраняющий объект на одном из мест, утверждал, что он и присутствующие на площадке были военными 16-й части воздушно-десантной бригады из Оренбурга, Россия. Они не имели отличительных знаков», – цитируют отчет украинские СМИ.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков вчера прокомментировал информацию о содержании отчета миссии ОБСЕ. Он сказал, что рано делать выводы, поскольку «голословные обвинения уже были, а потом выяснялось, что конкретики нет».
В Киеве заподозрили, что согласие российской стороны с планами по созданию демилитаризованной зоны – это политические маневры. Секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Александр Турчинов заявил, что число обстрелов украинских позиций в последнее время увеличивается. Если две недели назад фиксировалось 50–70 атак в сутки, то в прошлые выходные был перейден рубеж в 100 обстрелов, что, как утверждают военные, считается активными боевыми действиями. «Ежедневные военные провокации и преступления на востоке нашей страны свидетельствуют, что публичная полемика РФ по отводу танков и вооружения меньше 100 миллиметров является попыткой врага создать благоприятные предпосылки для наступления российско-террористических группировок», – подчеркнул в заявлении Турчинов. Вероятно, заседание военного кабинета было связано с тем, что украинская сторона именно так интерпретирует сложившуюся ситуацию и готовится к плохим сценариям.
В то же время некоторые эксперты в Киеве неофициально допускали, что соглашение, позволяющее создать 30-километровую буферную зону, не было подписано по иным причинам. По их мнению, вопрос упирался в очередность выполнения пунктов Минских соглашений: ЛНР и ДНР выдвигают условием перемирия со своей стороны внесение таких изменений в Конституцию Украины, которые устроят самопровозглашенные республики.
Верховная рада утвердила в первом чтении проект нового раздела Конституции о децентрализации, на днях этот документ был одобрен Конституционным судом. И в конце августа он может быть вынесен на окончательное голосование Верховной рады. Президент убедил депутатов в том, что децентрализация – путь к мирному урегулированию в Донбассе. Однако в парламенте до сих пор многие сомневаются в том, что это соответствует действительности. Расхожее мнение высказала в ходе пресс-конференции депутат от львовской «Самопомощи», вице-спикер Оксана Сыроид. По ее мнению, идея принадлежала западным партнерам Украины, которые «устали и очень хотят, чтобы эта история закончилась, чтобы это не называлось войной».
Сыроид уточнила, что такой выход из ситуации таит огромные риски для Украины, ведь речь идет о том, что Киев должен будет отказаться от риторики о российской военной агрессии и официально признать события на востоке внутренним конфликтом. В таком случае украинской власти придется согласиться выполнить ряд требований самопровозглашенных республик, в частности провести полную амнистию и позволить лидерам сепаратистских движений встать во главе местной власти. После чего Запад сможет перестать заниматься надоевшей проблемой, а Россия получит желаемое – восток Украины станет постоянным источником экономических, политических, социальных и иных проблем для Киева, что затормозит или со временем сведет на нет евроинтеграцию.
Напомним, что в ЛНР и ДНР не признали проводимую Украиной конституционную реформу достаточной для примирения. Лидеры республик месяц назад возмутились, что Киев с ними не советовался, не консультировался и не согласовывал нормы о децентрализации. Хотя западные партнеры Украины предполагали, что новая редакция Основного закона позволит включить Донбасс в процесс выборов местных органов власти в Украине 25 октября, однако в ЛНР и ДНР отвергли предложение принять участие в этих выборах на украинских условиях. Республики объявили собственные, независимые от Украины местные выборы: в ДНР – на 18 октября, в ЛНР – на 1 ноября. Президент Порошенко вчера в выступлении перед членами военного кабинета отметил, что если республики проведут свои выборы, то тем самым окончательно разрушат Минские соглашения.
Некоторые чиновники в Киеве отмечали, что ситуация в Донбассе так быстро ухудшается, что под вопросом могут оказаться и украинские выборы 25 октября. Порошенко в открытой для прессы части заседания военного кабинета сказал: «Нам надо четко определить план усиления обороны на случай эскалации конфликта».
Киев