Петру Порошенко приходится выбирать между новым майданом и «Правым сектором». Фото Reuters
Завтра вечером «Правый сектор» (запрещенная в РФ организация) созывает народное вече на майдане Независимости в Киеве. А до конца недели политическое крыло организации планирует провести экстренный съезд, чтобы принять решение о дальнейших действиях. Ведь конфликт с властью, начавшийся неделю назад с перестрелки в западноукраинском Мукачеве, до сих пор не разрешен. Члены «Правого сектора» скрываются в горах, а окружившие их силовики ждут приказа.
В пятницу лидер украинских радикалов Дмитрий Ярош публично предложил власти свои условия выхода из ситуации. Суть заявления состояла в том, чтобы Петр Порошенко гарантировал освобождение скрывающихся бойцов «Правого сектора» от уголовной ответственности за участие в перестрелке в Мукачеве.
Ярош предложил направить их в зону боевых действий в Донбасс: «Все наши ребята воевали и готовы дальше воевать. Они могли бы кровью смыть ту вину, которая на них лежит, а именно – что поддались на провокацию».
Взамен «Правый сектор», по словам Дмитрия Яроша, готов был бы войти в состав Вооруженных сил Украины. Как известно, этот вопрос обсуждается с прошлого года. К настоящему времени все добровольческие батальоны Украины уже перешли в подчинение МВД либо Минобороны.
«Правый сектор», который объединяет несколько добровольческих батальонов и именует себя Украинским добровольческим корпусом, отказался вливаться в ряды силовых структур на общих основаниях. До последнего времени организация требовала, чтобы Верховная рада приняла особый закон о ее статусе. Суть закона состояла в том, чтобы «Правый сектор» сохранил свою структуру и систему управления. В итоге процесс легализации не привел бы к сужению рамок независимости добровольческого корпуса.
Власть такие условия не приняла, поскольку не согласилась с существованием в стране параллельной армии. Но и повлиять на «Правый сектор» силовыми средствами власть тоже не могла, учитывая прогнозируемые негативные последствия такого шага для ситуации в стране в целом. Подчиненные Яроша не раскрывают численность людей, прошедших обучение в так называемых военных тренировочных лагерях «Правого сектора». В одном из заявлений лидеров организации вскользь были упомянуты 100 тыс. человек, готовых встать под ружье. Неизвестно, соответствует ли это действительности.
Последние полгода власть вела сложные переговоры с лидерами «Правого сектора», безуспешно пытаясь убедить их отказаться от идеи отдельного закона и влиться в ряды армии на общих основаниях. Поэтому заявление Яроша о готовности «сделать шаг навстречу государству – перейти в состав Вооруженных сил» действительно стало сигналом об огромной уступке. Ценой которой должно было стать освобождение от ответственности мукачевских робин гудов.
Но пойти на такую уступку для власти означало бы продемонстрировать свою слабость под давлением добровольческих батальонов. И сделать это в условиях, когда ситуация в Мукачеве очень неоднозначна. «Правый сектор» уверяет, что его бойцы ранее перекрыли каналы контрабанды в Западной Украине, за что и поплатились: якобы они открыли огонь, защищаясь от напавших на них бандитов-контрабандистов.
Радикалы утверждают, что ниточки преступного бизнеса ведут к депутату Верховной рады от Закарпатья Михаилу Ланьо, а далее – в Киев. Ланьо вначале делал вид, что ни к чему никакого отношения не имеет и не понимает, что происходит в его регионе. Но к середине прошлой недели он намекнул, что за конфликтом кроются интересы его давнего соперника в регионе, еще одного депутата Верховной рады от Закарпатья Виктора Балоги. Появились сообщения о том, что Балога якобы содержал местную ячейку «Правого сектора». В то же время была обнародована информация о том, что вступившая в бой с радикалами охрана Ланьо тоже представляла собой региональную армию. В конце недели Михаил Ланьо уже открытым текстом заявил, что причиной перестрелки 11 июля стал его отказ поддержать сына Балоги на выборах мэра Мукачева.
Сложилось впечатление, что два местных барона начали междоусобную войну в Закарпатье, используя каждый свои «вооруженные силы». Киев не мог бы выдать индульгенцию одной стороне, наказав другую. Поэтому вопрос о безусловной амнистии скрывающихся в горах бойцов «Правого сектора» не рассматривается. Представители власти предлагают, чтобы точки над і расставил суд на основании результатов честного расследования. Но проблема в том, что уровень доверия к следственным органам и судебной системе в Украине стремится к нулю. Поэтому сложилась патовая ситуация.
Чтобы разобраться в ситуации, в Ужгород в эти выходные прибыли члены только что созданной парламентской следственной комиссии, которые допросили всех фигурантов дела. В субботу вечером стало известно, что один из них – Михаил Ланьо – был остановлен пограничниками при попытке пересечения границы в районе перехода «Тыса». Примечательно, что за неделю ежедневного упоминания имен двух депутатов в связи с событиями в Мукачеве прокуратура так и не подала в Верховную раду запрос об отмене их депутатской неприкосновенности, чтобы провести следственные действия в полном объеме. Поэтому у пограничников не было оснований задерживать Ланьо. Как пояснил сам депутат, он не собирался бежать, а намеревался только проводить свою семью на отдых в Италию и тут же вернуться на родину.
Эти объяснения прозвучали, когда в Ужгороде находился глава МВД Арсен Аваков, сообщивший о радикальных кадровых перестановках: на прошлой неделе были уволены все местные руководители силовых структур, а президент Порошенко экстренно назначил новым губернатором Закарпатской области бывшего руководителя Луганской военно-гражданской администрации Геннадия Москаля. Последний успел распорядиться, чтобы военкоматы немедленно мобилизовали всех, кого можно отнести к числу бойцов региональных «армий». Кроме того, Москаль сообщил, что его предшественник Василий Губаль платил представителям «Правого сектора».
Глава МВД Аваков в Закарпатье обошел стороной тему ответственности отстраненного руководства области. Он озвучил успокаивающие тезисы: сообщил, что общественный порядок в Закарпатье будут охранять патрули новой полиции. Такие подразделения вторую неделю успешно работают в Киеве, подготовка новых кадров ведется сейчас во Львове, в Одессе, Харькове и Николаеве. В Закарпатье эксперимент не начинался, поэтому, вероятно, в регион планируется перебросить новоиспеченных полицейских из других городов.
Аваков в субботу представил новое руководство милиции Закарпатья. Но уже в воскресенье украинские СМИ выяснили, что уволенный руководитель местных правохранительных органов Сергей Шаранич идет на повышение – ему якобы уготован пост первого замначальника Департамента уголовного розыска МВД. Многие в Украине сделали вывод, что кадровые перестановки носят декоративный характер, а милиция не избавилась от круговой поруки.
Дмитрий Ярош выступил с жестким заявлением: «Я вижу, что президент Украины не на своем месте ни как Верховный главнокомандующий, ни как человек, который должен эффективно управлять государством. Поэтому, на мой взгляд, пора уже говорить об отставке президента, о роспуске Верховной рады, которая является такой же марионеткой, какой и была до этого. И об отставке правительства. То есть нужно подходить системно, выстраивать качественно новую систему координат в государстве. Без этого перемен мы просто не дождемся».
Ярош призвал украинцев, как в период майдана, принять участие в Народном вече на майдане Независимости. Акция запланирована на вечер вторника. До 26 июля «Правый сектор», по словам Яроша, планирует собраться на чрезвычайный съезд. Его цель – наметить действия организации в условиях, когда власть, по мнению радикалов, идет на «позорные договоренности с террористами и начинает репрессии против патриотов, которые стремятся навести порядок в государстве». «Правый сектор» считает, что власть стремится «уничтожить добровольческое и волонтерское движения».
Вчера стало известно, что бойцы, скрывающиеся в горах, не намерены сдаваться. Ярош выступил с обращением к «братьям по оружию из Вооруженных сил Украины, добровольческих батальонов, Нацгвардии, СБУ, МВД, погранслужбы – не выполняйте преступные приказы барыг при власти». Он сказал, что при попытке штурма скрывающиеся бойцы «Правого сектора» воспользуются правом на последний бой. И вся организация должна будет поддержать своих.
Профессор политологии Киево-Могилянской академии Алексей Гарань считает, что вооруженный конфликт в Закарпатье – самый опасный сценарий. «Если начнутся массовые выступления «Правого сектора» по всей стране, если организация станет провокационно устанавливать блокпосты, объявлять какое-то движение своих сторонников то ли в Мукачево, то ли на Киев, это может привести к тому, что ситуацией воспользуется Россия», – сказал он. Эксперт считает, что у власти еще осталось время для решительных действий: «Причем решительность должна касаться и «Правого сектора», и другой стороны – закарпатских бизнесменов, которые использовали свою вооруженную охрану. Но, думаю, лучший способ решения конфликта – переговорный процесс».
Киев