Военная составляющая была не последней в переговорах премьера Нарендры Моди с президентом Эмомали Рахмоном. Фото с официальной страницы президента Таджикистана в Flickr
Вчера премьер-министр Индии Нарендра Моди совершил визит в Таджикистан и провел переговоры с президентом Эмомали Рахмоном. Лидеры двух государств договорились создать «дорожную карту» экономического сотрудничества. По сообщению Радио «Озоди» («Свобода») со ссылкой на источник в Министерстве обороны Таджикистана Моди и Рахмон посетили военный аэродром Айни, на который ранее претендовали Индия, Россия и США.
Таджикистан стал последней принимающей страной в восьмидневном турне премьер-министра Индии Нарендры Моди по странам Центральной Азии и России. На переговорах на высшем уровне обсуждалась судьба таджикского военного аэродрома Айни. Накануне визита Моди в Душанбе дороги, ведущие к аэродрому Айни, расположенному в 20 км от таджикской столицы, были отремонтированы, район взят под особую охрану силами безопасности и правоохранительными органами.
Переговоры о передаче Индии Айни ведутся с разной интенсивностью около 10 лет. Индия по двустороннему соглашению реконструировала аэродром, затратив на это около 70 млн долл. в расчете на последующую эксплуатацию. Однако Москва помешала реализовать этот сценарий, заявив о своих видах на объект. Но Душанбе выставил России непомерный счет, и сделка не состоялась.
Политолог, эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов считает, что передача таджикского аэродрома Айни в аренду Индии для создания там авиабазы – свидетельство изменения баланса сил в регионе и ослабления влияния России. Еще несколько лет назад «нет», сказанного Москвой относительно предоставления Таджикистаном своей территории для дислокации индийской военной базы, было достаточно для отказа Душанбе Нью-Дели. Сегодня ввиду общего ослабления позиций России на постсоветском пространстве по причине ее изоляции со стороны Запада на фоне событий вокруг Украины Москва уже не в состоянии диктовать свои позиции партнерам по ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности. – «НГ»)», – сказал «НГ» Дубнов.
«Думаю, неслучайным выглядит и то, что премьер-министр Индии наносит визит в Таджикистан после саммитов ШОС и БРИКС в Уфе, иначе тема базы Айни стала бы серьезным фактором, изменившим отношение к стремлению Нью-Дели стать членом Шанхайской организации сотруничества», – отметил Дубнов. По его мнению, решение Душанбе выглядит вполне логичным с точки зрения укрепления отношений с руководством Афганистана, которое видит в Индии одного из гарантов стабильности в регионе, в противовес Пакистану.
По мнению эксперта по Центральной Азии и Ближнему Востоку Александра Князева, Индия намерена создать так называемые стратегические клещи по отношению к Пакистану. «Индии необходим этот военный объект, поскольку военная авиация имеет первостепенное значение в тылу Пакистана. Это вовсе не означает, что Индия намерена использовать Айни для войны с Пакистаном. Достаточно того, чтобы использовать ее как инструмент сдерживания Пакистана», – сказал «НГ» Александр Князев. При этом эксперт считает, что вопрос передачи Айни Индии лежит в плоскости договоренностей между Россией и Таджикистаном. Роль ОДКБ в этом вопросе второстепенная.
«А вот у ШОС есть юридическая база для того, чтобы этому воспрепятствовать. Но парадокс заключается в том, что в июле 2016 года Индию принимают в Шанхайскую организацию сотрудничества как полноправного участника», – отметил эксперт. Россия, по его мнению, может и не возражать против этого. «Поскольку сейчас поддержка и потакание со стороны России индийской активности и в рамках ШОС, и в целом регионе направлено на создание противовеса китайскому влиянию. Поэтому присутствие Индии в Таджикистане, возможно, не встретит большого сопротивления России. Но против будет Китай. И Пакистан, который одновременно с Индией получит статус постоянного члена ШОС. Ситуация возникает патовая», – считает Князев.
По мнению эксперта, появление нового игрока в Центральной Азии для Москвы хорошо. Хотя есть опасность, что роль России в регионе снизится. США, у которых хорошие отношения с Индией, также будут поощрительно относиться к новому игроку в регионе. Основное сопротивление может быть только со стороны Китая.