К администрации президента «Правый сектор» обещает направить запасные батальоны. Фото Sergey Dolzhenko/EPA/ТАСС
К сегодняшнему утру ситуация в Мукачеве должна была мирно разрешиться. Вчера во второй половине дня все стороны конфликта, правоохранительные органы и государственное руководство Украины заявили о желании избежать кровопролития. Однако мукачевская история завершается не точкой, а запятой: субботняя бойня в приграничном районе Западной Украины стала следствием проблем, которые остались нерешенными со времен майдана. Если Киев ничего не сделает сейчас, то в ближайшие месяцы нынешняя украинская власть может столкнуться с такими же политическими рифами, о которые полтора года назад разбилась команда Виктора Януковича.
Мукачево – один из административных центров Закарпатской области, граничащей с Румынией, Венгрией и Словакией. В субботу вечером все украинские СМИ сообщили, что в тихом городке идет перестрелка, вследствие которой погибли три человека и 10 были ранены. Стало известно, что стреляли в том числе из гранатометов – были уничтожены две милицейские машины и начался пожар на автозаправочной станции. Сторонами конфликта оказались бойцы «Правого сектора» (организация запрещена в РФ) и местная милиция, выступившая фактически в защиту известного закарпатского бизнесмена, депутата Верховной рады Михаила Ланьо.
Ланьо ранее являлся членом Партии регионов. В нынешнем составе украинского парламента он входит в группу «Воля народа», объединившую в основном бизнесменов из бывшей партии власти. В СМИ сообщалось, что закарпатский депутат дружен с лидером пророссийского движения «Украинский выбор» Виктором Медведчуком.
Но конфликт с «Правым сектором» возник не по идеологическим или политическим причинам, а из-за контрабанды.
Боец «Правого сектора», раненный в перестрелке, по телефону рассказал телеканалам, что люди из окружения депутата назначили встречу местным активистам, которые перекрыли некоторые каналы контрабанды. Активисты явились на встречу (в спорткомплекс «Антарес». – «НГ») в сопровождении вооруженных бойцов добровольческого батальона. Один из них пояснил, почему понадобилась такая охрана: по его словам, люди Ланьо пригрозили борцам с контрабандой арестом: «Бандиты с милицией в связи… Мукачево – это их город... И после майдана их никто не трогал, все по-прежнему функционирует».
Представители «Правого сектора» утверждают, что далее события развивались так: в месте встречи была устроена ловушка, всех пришедших заблокировала милиция, которая якобы сразу же открыла огонь на поражение. После чего бойцы, по их словам, открыли ответный огонь, вырвались из окружения и отошли в горы.
Михаил Ланьо изложил украинскому телевидению совершенно иную версию событий. По его словам, встреча была назначена, чтобы обсудить детали предоставления санаторных путевок бойцам, раненным в ходе антитеррористической операции на востоке страны. «Я сказал, что будем помогать. У нас был нормальный разговор, и вдруг мы услышали выстрел. Зашел мой помощник и сказал, что во дворе застрелили какого-то парня. Я спросил у командира, что там произошло, а он ответил: «Я же вам говорил, что люди, которые приходят (из АТО. – «НГ»), немного контужены».
По словам депутата, перестрелка с милицией произошла в другом месте и в другое время. Правда, на обнародованном вчера видео, которое зафиксировало начало перестрелки, видно, что машины МВД уже были у здания к началу встречи.
В Киеве спорили о том, собирался ли «Правый сектор» помочь местным активистам перекрыть каналы контрабанды или речь шла о попытке неких сил, поддерживаемых радикалами, переделить сферы влияния в регионе и получить контроль над контрабандными потоками. При этом по состоянию на вчера в информационном пространстве никто не поставил под сомнение роль Михаила Ланьо в этой истории. Даже советник министра внутренних дел, депутат Антон Геращенко коротко изложил суть событий в следующих формулировках: «Группа вооруженных лиц численностью 15–20 человек приехала на объект, связь с которым имеет народный депутат Украины, имеющий за плечами плачевный опыт 90-х годов, – Михаил Ланьо». И никто не выступил в защиту милиционеров, приехавших на встречу в спорткомплекс.
Более того, ситуация резко обострилась как раз в тот момент, когда в Киеве прозвучали приказы обезоружить и обезвредить бандитскую группировку. Закарпатские правоохранители, услышав это в субботу вечером, решили, что им дали карт-бланш: было заявлено о возбуждении ряда уголовных дел по фактам создания преступной вооруженной группы, бандитизма, терроризма и т.д. Сложилось неправильное впечатление, что команда Порошенко собирается преследовать только одну сторону конфликта.
«Правый сектор» объявил полную мобилизацию и заявил о начале бессрочных акций протеста в нескольких областных центрах Украины. Ночью люди в камуфляже принесли покрышки к зданиям областных администраций, несколько сотен человек пришли к администрации президента в Киеве.
Лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош до утра проводил переговоры с президентом Петром Порошенко, главой СБУ Василием Грицаком и министром внутренних дел Арсеном Аваковым. В Мукачево тем временем были направлены бойцы спецназа МВД, в число которых входят теперь и некоторые добровольческие батальоны.
Все дороги в Мукачево перекрыты и усиленно контролируются. Фото Reuters |
Планируя штурм скрывшихся в горах бойцов, милиция провела частичную эвакуацию жителей близлежащих сел. Тех, кто не уехал, попросили не выходить из домов. Но штурм несколько раз откладывался. Не в последнюю очередь потому, что реакция добровольческих батальонов на ситуацию в Мукачеве была неоднозначной. Все осудили «Правый сектор» за незаконное применение оружия. Но общее принципиальное замечание к ситуации сделал в своем заявлении батальон «Донбасс», являющийся теперь спецназом Нацгвардии: «Сейчас государство не выполняет своих функций по борьбе с коррупцией и обеспечению защиты и правосудия для каждого. И в этом мы видим основную причину событий в Мукачеве, в области, где контрабанда и уничтожение лесов стали бедствием национального масштаба и источником обогащения криминальных группировок, подпитывая системы тотальной коррупции в Украине. Если государство немедленно не приступит к выполнению своих обязанностей, общество поручит выполнять эту функцию тем, кому оно доверяет». В заявлении содержалось предостережение от попытки решить проблему силовым путем. «Открытие огня на поражение мы будем считать провокацией, попыткой замести следы и преступлением против народа Украины», – было сказано в заявлении.
Утром стало известно, что авторитетный в Закарпатье депутат Виктор Балога выступил посредником в переговорах. Он обнародовал условия бойцов «Правого сектора»: те заявили о готовности сложить оружие и сдаться, если их на время расследования не поместят в местные следственные изоляторы, а отправят в Киев, если расследование будет проводиться не в Закарпатье, а в Киеве, чтобы у следователей не были связаны руки региональным кумовством. Бойцы потребовали также наказать тех, кто начал перестрелку, и отстранить от работы все руководство силовых структур в Закарпатье, а также главу МВД Арсена Авакова, которому вменяют в вину то, что за полтора года после майдана он не смог навести порядок в своем ведомстве.
К обеду стало известно, что расследованием мукачевских событий займется совместная группа МВД, СБУ и Генпрокуратуры. В Киеве заявили, что расследование будет честным и непредубежденным. В Мукачево прибыли три члена мониторинговой миссии ОБСЕ, на глазах которой ни одна из сторон не рискнула бы открыть огонь. К моменту сдачи номера в печать в переговоры с бойцами вступило руководство «Правого сектора» во главе с Дмитрием Ярошем, который тоже прибыл в Мукачево. Предполагалось, что к сегодняшнему утру ситуация нормализуется и начнется расследование.
К моменту сдачи номера в печать было известно, что в Мукачево вошла колонна военной техники, а «Правый сектор» стал возводить блокпосты на выездах из Киева в направлении Закарпатья.
Эксперты отмечали, что точку ставить рано. Мукачевские события сравнивали с трагедией, случившейся летом 2013 года в поселке Врадиевка Николаевской области. Там пьяные милиционеры изнасиловали, зверски избили и пытались сжечь живьем местную жительницу, молодую мать. Она чудом выжила, но соседи сочли, что ее как опасную свидетельницу могут добить в больнице, поэтому обратились в киевские редакции с просьбой о помощи. Оказалось, что подобные случаи во Врадиевке были и раньше, но люди в погонах держали в кулаке местное население. Летом 2013-го тоже была предпринята попытка замять дело, однако пружина выстрелила: жители поселка вышли на акцию протеста, забросали камнями отделение милиции, прошли пешим ходом до Киева, всюду по пути встречая понимание и поддержку.
Социологи в тот момент обратили внимание, что украинцы абсолютно не доверяют ни милиции, ни власти вообще, люди озлоблены беззаконием и безнаказанностью власть имущих. Команда Януковича не услышала врадиевский «звоночек». И осенью объявила о паузе в процессе евроинтеграции, не обращая внимания на то, что это решение, с одной стороны, противоречило принятому на тот момент законодательству, то есть утверждало беззаконие. С другой стороны, оно поставило крест на надеждах граждан, что процесс евроинтеграции позволит вывести Украину на цивилизованный путь развития, избавит страну от коррупции. Не остывшее после врадиевских событий общественное мнение осенью 2013-го взорвалось майданом.
Такие же угрозы существуют сейчас для нынешней власти, считает политический эксперт Святослав Швецов. На своей странице в соцсети он проанализировал ситуацию в Мукачеве и пришел к выводу: «То, что происходит в Мукачеве, – это последний маркер того, что система нынешней украинской власти может рухнуть в любой момент». Он отметил, что власть после майдана не поменяла старую систему, не провела ни деолигархизацию, ни чистку рядов. Поэтому государство потеряло монополию на насилие, государственные институты не воспринимаются обществом как арбитр в любом споре, госорганы не в состоянии осуществлять управление. Эксперт отметил, что «Правый сектор» не пользуется большой поддержкой среди украинцев, но рано или поздно могут появиться другие организации, которые возглавят восстание, если власть немедленно не поменяет всю систему.
«В Мукачеве мы видим конфликт, в котором одна сторона (депутат, милиция и т.д.) выступает преступником, вторая сторона («Правый сектор») ломает систему тоже незаконным методом. И тут не важно, что на самом деле происходит – «борьба за справедливость» или передел сфер влияния», – написал Швецов. По его мнению, поводом к восстанию может послужить что угодно, как показали события во Врадиевке. «Большой социальный взрыв может произойти в любой момент и по любому поводу. Сама ситуация в Мукачеве является следствием распада нынешней системы», – отметил он, обратив внимание власти на то, что времени на формирование новой системы государства осталось совсем мало – считаные месяцы.
Киев