Иногда и мечети используют для подготовки добровольцев в Сирию. Фото Reuters
Имам одной из крупнейших киргизских мечетей подозревается в организации и обучении террористической группы для свержения конституционного строя Киргизии. По данным силовиков, глава расположенной в Ошской области Кара-Суйской мечети, Рашид Камалов, был задержан в марте этого года, когда священнослужитель пытался завербовать верующих для участия в боевых действиях в Сирии.
МВД утверждает, что в мечети Камалова «велась подготовка группы экстремистов во главе с гражданином Таджикистана, которая планировала теракты и убийства политиков в Киргизии».
Хроники новостей из Киргизии с упоминанием задержания членов экстремистских движений, людей, выезжающих для участия в боевых действиях в Сирии, а также обнаружения схронов с оружием больше напоминают прифронтовые сводки. Известия подобного рода появляются каждую неделю. Чаще всего сообщается о задержании очередных агитаторов радикальной исламской организации «Хизб ут-Тахрир». Также в последний год заметно участились известия, связанные с добровольцами, отправляющимися в Сирию и Ирак и воюющими потом в рядах ИГ. Сейчас там, по данным киргизских чиновников, воюют 420 граждан республики, главным образом – этнические узбеки.
Местным спецслужбам в борьбе с распространением радикализма и экстремизма помогают соседи – российские, казахстанские, а также китайские коллеги. Последние также не заинтересованы, чтобы «в Средней Азии рвануло» – регион граничит с Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР, в котором также имеются проблемы с сепаратистскими и экстремистскими течениями.
Впрочем, у борьбы с экстремизмом в Киргизии и странах Средней Азии может быть обратная сторона. Утверждения силовиков регулярно подвергаются критике местных правозащитников и западных СМИ. По мнению критиков, порой обвинения в экстремизме являются лишь поводом и используются для сведения счетов с несогласными.
Кроме того, критики действий правоохранительных органов Киргизии ставят под сомнение результаты экспертиз, говоря о том, что привлекаемые ГКНБ и МВД эксперты могут быть недостаточно компетентны для того, чтобы давать квалифицированное заключение.
Как пишет информационный сайт EurasiaNet.org, представитель Госкомиссии по делам религий Киргизии Каныбек Маматалиев «отказался отвечать на вопросы о процессе привлечения экспертов и признания материалов экстремистскими. Но он с жаром отверг предположение о том, что в данном процессе могут быть недостатки, настоятельно заявив, что система уголовного судопроизводства в Киргизии является идеальной.
Бишкек