Для освещения событий в Донбассе украинским СМИ потребуется разрешение Генштаба. Фото Reuters
В Украине разгораются споры из-за нового законопроекта о запрете обнародования информации военного характера. Журналисты расценивают инициативу депутатов как наступление на свободу слова. Судя по решениям Верховной рады, украинская сторона готовится заблокировать Донбасс и закрыть информацию о происходящем там. В ДНР предупредили: это может обернуться большой войной.
Авторами законопроекта об усовершенствовании информационного режима проведения антитеррористической операции (АТО) в Донбассе выступили депутаты от «Народного фронта» Арсения Яценюка, «Блока Петра Порошенко» и «Информационного сопротивления».
Состав коллектива позволяет допустить, что костяк парламентской коалиции поддержит идею внести изменения в Уголовный кодекс и в законы «О борьбе с терроризмом» и «Об информации».
Предполагается ужесточить наказание за публичные призывы к террористической деятельности. К этой статье относится «распространение, изготовление или сохранение с целью распространения материалов с такими призывами». Депутаты предлагают старую норму о наказании в виде исправительных работ или аресте на полгода заменить новой – об аресте на срок от 0,5 до 4 лет с возможной конфискацией имущества. Если же призывы были обнародованы должностным лицом или с использованием СМИ, срок лишения свободы предлагается увеличить до 6 лет – с возможной конфискацией имущества и даже запретом на профессию.
В действующий закон предлагается внести новую статью – «Об информационном содействии терроризму». Депутаты подразумевают «незаконное распространение или содействие распространению информации, обнародование которой запрещено законодательством о борьбе с терроризмом».
Поскольку украинское законодательство предусматривает информирование общественности о происходящем в государстве, депутаты уточнили, какую именно информацию они предлагают засекретить. Перечень широк: от общего запрета на пропаганду идеологии терроризма до подробного перечисления запрещенных к обнародованию новостей о составе, вооружении, расположении и перемещении украинских подразделений, участвующих в АТО. Если законопроект примут, то уголовное наказание будет грозить не только тем журналистам, которые рассказывают о техническом оснащении армии, но и тем, кто интересуется «морально-психологическим состоянием военнослужащих». Причем речь идет не только об интервью и комментариях в СМИ, но и записях в соцсетях. То есть тюрьма будет грозить и журналистам, которые общаются с участниками АТО, и волонтерам, помогающим украинской армии.
Единственное предусмотренное в законе исключение – это обнародование информации, согласованной с Генштабом. Именно эта норма вызывает больше всего сомнений в журналистском сообществе и среди экспертов. Ведь, с одной стороны, не ясно, чем предусмотренное согласование будет отличаться от запрещенной украинским законодательством цензуры. С другой стороны, монополия на информацию может привести к злоупотреблениям, засекретить которые станет очень легко. Ранее журналистские расследования и репортажи из зоны АТО несколько раз приводили к отставкам лиц, подозреваемых в коррупции или непрофессионализме. Закрытость информации может породить безнаказанность чиновников, опасаются эксперты.
Юристы журналистских объединений и общественные активисты возмущены попыткой наступления на свободу слова под благовидным предлогом защиты национальных интересов. Известная журналистка, избранная депутатом Верховной рады по списку «Блока Петра Порошенко», Ольга Червакова выступила против инициативы коллег-депутатов. «Это возвращение даже не к Януковичу, а к самому Сталину. Могу обещать только одно. Я, как депутат крупнейшей провластной фракции в Верховной раде, сделаю все, чтобы этот профнепригодный нормотворческий примитив не был принят парламентом», – написала она в соцсети.
Один из экспертов, попросивший не называть его имени, сказал «НГ», что законопроект скорее всего будет принят в первом чтении, потому что власть обязана позаботиться об информационной защите армии в условиях гибридной войны. Но после первого голосования документ отправится на доработку, в ходе которой депутаты должны будут изобрести способ отделить секретные сведения от общественно важной информации. «И главное – определить, кто и с помощью какого механизма вправе санкционировать или запрещать обнародование информации военного характера. Ну, не может репортер на передовой согласовывать каждое свое слово с Генштабом – это же глупость, которую могли придумать разве что те, кто хочет убрать журналистов из зоны АТО. А что будем делать с волонтерами, которые пишут в соцсетях о потребностях армии, с добровольцами, которые делятся своим мнением, впечатлениями, переживаниями? Всех сразу сажать?» – сказал собеседник «НГ».
Первая попытка засекретить информацию из зоны АТО была предпринята в августе прошлого года, когда украинская власть впервые публично заявила о российской агрессии в Донбассе. В тот момент у здания президентской администрации в Киеве собрались люди, требующие рассказать им правду о ситуации у Иловайска. Первый замглавы администрации Геннадий Зубко сказал им: «С сегодняшнего дня вся информация по поводу передвижения Вооруженных сил Украины не будет публичной, потому что вчера после сообщений о том, что войска выдвинулись в Старобешево, они были накрыты «Градом». Позиция руководителя Генштаба – вся информация будет закрытой».
Затем в украинских СМИ появилось много нелицеприятных новостей и комментариев о том, как развивалась ситуация. За прошедший год много раз возникал вопрос об ответственности за провалы в проведении АТО. Если поданный законопроект будет принят, то обсуждение подобных тем закроется угрозой уголовного преследования.
Некоторые эксперты не исключают, что инициатива депутатов изначально была не на введение цензуры, а реальной целью являлась информационная блокада тех территорий, которые украинская власть официально признала оккупированными.
В конце прошлой недели Украина обратилась к Совету Европы с уведомлением о том, что не только Крым, но и районы Донбасса, находящиеся под контролем ЛНР и ДНР, «оккупированы Российской Федерацией». В документе, который подписал глава МИД Украины Павел Климкин, сказано, что незаконные вооруженные формирования в Донбассе «направляются, управляются и финансируются Российской Федерацией», а поэтому российская сторона «полностью ответственна за соблюдение и защиту прав человека на этих территориях – в соответствии с международным гуманитарным правом и международно установленными правами человека».
В конце мая Верховная рада приняла специальное заявление о том, что в условиях войны и до завершения военной агрессии Украина снимает с себя ответственность за соблюдение отдельных норм и обязательств, предусмотренных Международным пактом о гражданских и политических правах, а также Конвенцией о защите прав человека. После этого украинский парламент принял закон, предусматривающий транспортную блокаду Крыма, ЛНР и ДНР. Речь идет о новых ограничениях на въезд и выезд граждан, а также о блокировании поставок товаров и продуктов на территории, которые Киев считает оккупированными. В конце прошлой недели в Верховной раде был зарегистрирован еще один законопроект на эту тему – «О запрете на торговлю с временно оккупированными территориями Украины».
Украинские депутаты отмечают, что обеспечивать жителей Крыма и Донбасса всем необходимым должна Россия – до тех пор, пока не будет выполнено требование Киева об отводе всех войск и техники, а также об установлении полного украинского контроля за всей протяженностью государственной границы с РФ. При этом украинские чиновники не сомневаются, что Россия не сможет прокормить несколько миллионов населения в условиях военных действий. Самая острая проблема может сложиться с питьевой водой. .
В самопровозглашенных республиках Донбасса говорят о резком обострении ситуации. Представитель ДНР на переговорах в Минске Денис Пушилин снова повторил, что украинская сторона нарушает Минские соглашения. Вчера российские информагентства передали его предупреждение: «Мы сейчас вообще находимся на грани большой войны».
Киев