Петр Порошенко рассказал Франсуа Олланду о наболевшем. Фото Reuters
Президент Франции Франсуа Олланд сомневается в необходимости миротворческой миссии на востоке Украины и считает, что этот вопрос должен решаться на уровне Совбеза ООН. Это заявление, прозвучавшее в среду, стало одним из главных итогов официального визита президента Украины в Париж. Менее чем за неделю до саммита Украина–ЕС (27 апреля в Киеве) Петр Порошенко попытался убедить французского лидера в необходимости направления полицейской миссии ЕС в Донбасс. Но не преуспел.
17 марта Верховная рада официально обратилась к ООН и ЕС с просьбой ввести в Украину миротворческий контингент. Украинская власть уточнила, что в миссии не должно быть представителей России и ее партнеров по СНГ, поскольку месяцем ранее украинский парламент признал РФ страной-агрессором.
Депутаты отмечали, что через ООН вопрос не пройдет, поскольку Россия применит право вето при голосовании в Совбезе. Чтобы вынести его на рассмотрение Генассамблеи, требуется, чтобы не только Украина, но все международное сообщество признало Россию страной-агрессором. На это в Киеве сейчас не надеются.
Поэтому возникла идея пригласить в страну полицейскую миссию ЕС, что не требует отдельного решения на уровне ООН. Но требует консолидированной позиции всех членов Евросоюза. Эксперты в Киеве отмечают, что российская сторона в Европе имеет влияние на ряд государств, но решение ЕС зависит от позиции лидеров Германии и Франции, инициировавших процесс урегулирования в «нормандском формате».
На прошлой неделе стало понятно, что Германия и Франция не торопятся выполнить украинскую просьбу. По крайней мере в ходе состоявшейся в Берлине очередной встречи министров иностранных дел «нормандской четверки» о миротворцах договориться не удалось. Украинский министр Павел Климкин назвал встречу традиционно тяжелой. Он отметил, что внес вопрос о полицейской миссии ЕС на рассмотрение коллег: «В принципе наши партнеры готовы говорить о различных форматах. Я четко обозначил логику такой миссии. Это должна быть миссия поддержки Минских договоренностей. Я четко обозначил те сферы, где миссия могла бы и должна быть полезна. И мы продолжим дискуссию».
«Самое сложное направление переговоров для Украины – Франция. Если не считать «клуба друзей Путина» – власти Греции, Чехии, Венгрии, то Францию можно назвать наиболее пророссийски ориентированной страной, там самый высокий уровень пророссийских настроений в Европе», – сказал «НГ» вице-президент Института Горшенина Алексей Лещенко.
Он напомнил, что в начале февраля Франсуа Олланд публично заявил, что «для Франции вступление Украины в НАТО является нежелательным». И не скрывал, что сделал это заявление «специально для россиян, которые беспокоятся по этому вопросу». В Киеве отметили, мнение какой из сторон важно Парижу. И осознавали, насколько сложно будет убедить Олланда в необходимости полицейской миссии ЕС в Донбассе. Если бы это удалось, Киев сделал бы половину дела, говорят украинские эксперты.
О том, что Порошенко не случайно отправился в Париж накануне саммита Украина–ЕС, можно судить по прозвучавшему на прошлой неделе заявлению замглавы администрации президента Украины Валерия Чалого: «Одна из целей этого визита – согласование и координация действий с Францией по многим вопросам, в частности, по вопросам мирного плана, по вопросам миротворчества, двустороннего взаимодействия».
«Сложно судить, удалось ли украинскому президенту разрушить те стереотипы, которые планомерно и последовательно создавались пророссийскими силами в информационном поле Франции», – сказал Алексей Лещенко. Он отметил, что журналисты в Париже атаковали украинского лидера сложными вопросами. Ему пришлось объяснять, что Украина не провоцировала Россию и что ситуация с Крымом и Донбассом – не свидетельство внутреннего конфликта в Украине, а следствие того, что международные договоры фактически перестали действовать. «Мы не выбираем своих соседей... Хотелось бы иметь соседа, как Франция, но у нас сосед – Россия», – посетовал украинский президент.
Петру Порошенко пришлось еще раз объяснить планы Украины относительно членства в НАТО. Этот вопрос, как оказалось, беспокоит Францию в той же мере, что и Россию. Украинский лидер заявил в интервью французскому телеканалу iTele: «Вопрос о присоединении Украины к НАТО является фундаментальным. Я организую референдум, решение примет народ».
Острые углы не нашли отражения в совместном заявлении, которое главы государств подписали по итогам визита. В документе сказано о развитии сотрудничества по всем направлениям. Петр Порошенко уточнил, что из запланированного может быть реализовано в ближайшее время: «Достигнута договоренность о том, что мы будем использовать экспертизу французского бюро как наиболее качественную для проведения самой прозрачной и эффективной приватизации за всю историю Украины». Он пригласил французских инвесторов к участию в приватизации «стратегических объектов в области энергетики, транспорта, инфраструктуры, перерабатывающей промышленности». Как ранее писала «НГ», перечень из более чем 1200 предприятий, который планируется выставить на продажу, еще согласовывается украинскими правительством и парламентом.
Вторая важная договоренность, которая была достигнута в ходе визита Порошенко в Париж, – о начале поставок в Украину продукции оборонного назначения. Как сообщил вчера украинский государственный концерн «Укроборонпром», был подписан контракт с французской компанией Thales Communication & Security SAS на поставку средств тактической радиосвязи, с компанией Airbus Helicopters SAS – контракт на поставку одномоторных вертолетов H125 для выполнения полицейских и медицинских задач. А с компанией Thales Systems Aeroportes SA заключен меморандум о совместном проекте по созданию современного патрульного самолета.
Эксперты в Киеве считают, что итоги визита Порошенко во Францию могут повлиять на решения саммита Украина–ЕС в понедельник. Но на решения саммита ЕС в Риге в конце мая может повлиять начинающаяся одновременно с киевским саммитом 27 апреля международная конференция в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, посвященная выполнению Договора о нераспространении ядерного оружия. Как сообщила на днях замгоссекретаря США по вопросам контроля над разоружением Роуз Геттемюллер, в рамках этой конференции будет рассмотрен вопрос о том, нарушила ли Россия свои обязательства перед Украиной в рамках Будапештского меморандума.
«Ядерные государства (подписавшие Будапештский меморандум. – «НГ») подтвердили, что решение Украины отказаться от ядерного оружия в период 1993–1994 годов означало, что она не должна была потерять в национальной безопасности», – сказала она, отметив, что «Российская Федерация не признает своих обязательств по Будапештскому меморандуму, по сути, игнорирует их с того момента, как нарушила суверенитет и территориальную целостность Украины».
В Киеве неофициально говорят о том, что нерешительность Европы в вопросах урегулирования конфликта в Донбассе может быть компенсирована подключением США к этому процессу. В таком случае вопрос о направлении на восток Украины миротворческой миссии может быть проведен через Генассамблею ООН.
Киев