0
9327
Газета СНГ Интернет-версия

07.04.2015 00:01:00

Порошенко испугался махновщины

Тэги: украина, порошенко, донбасс, война, всу, правый сектор, дмитрий ярош


украина, порошенко, донбасс, война, всу, правый сектор, дмитрий ярош Петр Порошенко землями не разбрасывается. Фото Reuters

В Киеве категорически отрицают, что президент Петр Порошенко когда-либо предлагал России забрать Донбасс. Украинские чиновники и политики отмечают, что подобное не могло произойти даже во время совершенно закрытых переговоров. Поскольку попытка отказаться от территории, за которую пролито много крови, могла бы привести к вооруженному восстанию. Сейчас украинская власть занимается подчинением добровольческих отрядов официальному командованию Вооруженных сил.

В минувшие выходные стало известно, что лидер «Правого сектора» («Правый сектор» запрещен в РФ), депутат Верховной рады Дмитрий Ярош стал советником начальника Генштаба ВС Украины. А принимающий участие в антитеррористической операции батальон «Правый сектор» готовится войти в состав украинской армии.

СМИ с осени прошлого года сообщали о переговорах власти с руководством «Правого сектора» относительно необходимости легализации этого формирования. Однако Ярош не принимал предложения и много раз выступал с критикой руководства силовых структур. В недавнем интервью газете «Левый берег» он заявил, что для повышения обороноспособности Украины нужно было бы распустить и заново сформировать Генштаб: «Весь генералитет, который есть, надо полностью сместить. Потом, и то очень осторожно, по одному советниками можно их зачислить, по отдельным вопросам. Почти во всех частях есть полковники, офицеры нужного уровня. Один-два таких офицера могут дать фору любому генералу».

Поясняя, почему добровольческие отряды долго противились легализации, Ярош сказал, что формальное переподчинение означало бы на самом деле ликвидацию: «У меня некоторые руководители батальонов без высшего военного образования, а некоторые вообще без высшего образования. Сразу слетят с должностей. Но они эффективнее, чем те, у кого по два высших. Дисциплины у нас часто больше, чем у армейцев. Присутствие командира на передовой, на линиях обороны или наступления – нормальное явление. Найдите таких генералов, которые приедут туда и будут руководить бойцами в окопах».

Один из военных экспертов на условиях анонимности сказал «НГ» и о других причинах, по которым созданные ровно год назад добровольческие батальоны не торопились входить в структуру МВД или Вооруженных сил. «Первое – численность и персональный состав. В батальонах люди свободно приходят-уходят, никто у них не спрашивает подробности биографии. А там у многих есть полученные в период правления Януковича судимости – за участие в майдане. Но официальную армию не интересует, кого, за что и почему судили, там подходят формально: судимость – значит судимость. Есть в батальонах и иностранцы – россияне, белорусы, грузины, которые не могут быть зачислены в состав украинской армии. С ними как быть? Вторая важная причина – руководство. Батальоны – это братства, где командиры прошли со своими бойцами через огонь, им доверяют. И бойцы опасаются, что переход в состав Вооруженных сил повлечет за собой смещение нынешних боевых командиров и назначение чужих людей», – пояснил он.

По словам собеседника «НГ», сейчас украинская власть еще пытается найти формат легализации, который устроил бы батальоны. Но большая часть таких формирований уже подчинена МВД или Минобороны. «В последнее время бесхозными оставались три батальона – «ОУН», «Правый сектор» и «Карпатская Сечь». Но и они сейчас получат прописку в составе Вооруженных сил Украины», – сказал он.

На днях пресс-секретарь «Правого сектора» Артем Скоропадский подтвердил готовность батальона к легализации, но только при таком условии: «Добровольческий украинский корпус останется целостной структурой и мы будем подчиняться и дальше напрямую Дмитрию Ярошу. То есть чтобы все было, как сейчас: мы все равно сотрудничаем и с Министерством обороны, и с СБУ. А напрямую идти в подчинение – чтобы, например, в «Правый сектор» прислали какого-нибудь генерала командовать – такого, конечно же, быть не должно».

И.о. руководителя пресс-службы Генштаба Алексей Мазепа отметил: «Если «Правый сектор» войдет в состав Вооруженных сил Украины, он должен будет пройти всю процедуру, которую проходят все военнослужащие». По его словам, формат легализации пока окончательно не утвержден, но в любом случае по ее итогам «Правый сектор» не будет незаконным вооруженным формированием.

Эксперты отмечают, что Порошенко не пошел на расформирование добровольческих батальонов, а решил уладить проблему миром. «То, что Ярош стал советником начальника Генштаба, позволяет допустить возможность реформирования в руководстве силовых структур. Вероятно, будут точечные кадровые решения», – предположил политический аналитик Тарас Чорновил.

Бывший член парламентского комитета по вопросам обороны и нацбезопасности, руководитель центра «Украинские студии стратегических исследований» Юрий Сиротюк отметил, что сейчас в Верховной раде перерегистрирован поданный им еще год назад проект постановления о люстрации в руководстве силовых структур: «Нужно проводить тотальную проверку, возможно, и на детекторе лжи. Подчинение добровольческих батальонов единому руководству армии важно для укрепления обороноспособности государства. Также важен вопрос о качестве управления».

В Киеве время от времени появляются слухи о предательстве генералов или политиков. Сейчас, в период переподчинения батальонов, волна слухов могла бы прокатиться с новой силой – из-за публикации в российском Forbes сведений с закрытой встречи президента РФ Владимира Путина с промышленниками. Источник издания утверждал, что российский президент рассказал на встрече о том, как Петр Порошенко предлагал ему забрать Донбасс. «Он (Порошенко. – «НГ») мне прямо сказал: «Забирайте Донбасс». Я ему ответил: «Сбрендил, что ли? Мне Донбасс не нужен. Если вам не нужен, то объявите о его независимости», – процитировало издание слова, якобы сказанные президентом РФ. Порошенко якобы ответил, что не может на это пойти, в ответ на что Путин якобы потребовал, чтобы Украина платила населению Донбасса пенсии, зарплаты и пособия.

Вольница в украинских добровольческих батальонах, похоже, заканчивается.	Фото Reuters
Вольница в украинских добровольческих батальонах, похоже, заканчивается. Фото Reuters 

Вчера утром эту публикацию растиражировали все украинские СМИ. К моменту сдачи номера в печать президент Украины не прокомментировал информацию. Официальный представитель МИД Украины Евгений Перебийнис написал в Twitter: «Убирайтесь с Донбасса» не означает «забирайте Донбасс», а совсем даже наоборот».

Юрий Сиротюк сказал «НГ», что даже в ходе совершенно секретной беседы и даже случайно Порошенко не мог бы отказаться от части территории своего государства: «Я вам больше скажу: даже Янукович бы такого не сказал. Никто, ни один президент никогда не согласился бы отдать часть территории и суверенитета Украины агрессору. Хотя, надо признать, среди украинской элиты есть небольшая группа людей, которая – по крайней мере ранее – выступала за уступки Владимиру Путину. Мол, не будем воевать за Крым, потому что наши европейские партнеры просят нас не воевать, чтобы не спровоцировать начало мировой войны. Не будем уничтожать сепаратистов в Донецке и Луганске (пока там еще не было российского подкрепления), чтобы не провоцировать Россию ввести войска под предлогом защиты русскоязычного населения. Некоторые думали, что если дадут откусить палец, он оставит руку. Но это не тот случай – уже всем понятно».

Тарас Чорновил сказал «НГ», что точно знает, откуда взялась информация, обнародованная Forbes. По его словам, беседа президентов, о которой якобы упомянул Владимир Путин, состоялась в момент подготовки Минских соглашений-2, в феврале. «Если из заявления, которое, как пишет российское издание, сделал Путин на встрече с промышленниками, убрать слово «забрать», то все встанет на свои места. Тогда – так и было: российская делегация на переговорах упирала на обязанность Украины финансировать оккупированную территорию Донбасса, восстанавливать там инфраструктуру, возрождать производство (после того как основные заводы были вывезены на территорию РФ), то есть платить, платить и еще раз платить. Россия при этом ничего не обещала и не гарантировала, их представители вальяжно говорили о том, что они могут только постараться поспособствовать в организации переговоров с боевиками о нормализации ситуации на востоке», – рассказал эксперт.

По его словам, Петр Порошенко жестко сказал, что никаких «постараться поспособствовать» быть не может: «Украина требует, во-первых, вывести из региона все незаконные вооруженные формирования, включая российских так называемых добровольцев. Во-вторых, закрыть границу и установить контроль ОБСЕ над пересечением границы. Только после этого можно говорить о восстановлении и финансировании. А до тех пор, пока эти условия не выполнены, Украина не перечислит в Донбасс ни копейки». Чорновил допустил, что в сердцах украинский президент мог сказать что-то вроде того, что пока территория оккупирована, пусть ее обеспечивает всем необходимым российская сторона: «Но это, простите, уж никак не предложение «забрать Донбасс».

Тарас Чорновил допустил, что после февральской встречи, о которой идет речь, были еще какие-то переговоры между российским и украинским руководством. И что стороны не достигли согласия: «Это понятно. России не нужен Донбасс. России нужно постоянно дергать за ниточки в Донбассе, чтобы дестабилизировать ситуацию в Украине. И для этого же нужно добиться, чтобы Украина финансировала оккупированную территорию, ослабляя себя. Думаю, публикация появилась не случайно: только неделю тому назад Киев снова официально заявил, что ответственность за жизнь людей в Донбассе, за надвигающуюся там социальную катастрофу, за разгул бандитизма, за весь этот хаос несут те, кто отправляет «гуманитарные конвои», – Россия. Думаю, скандальная публикация – это ответ на наше заявление».

Эксперты отмечают, что после подписания Минских соглашений-2 Петр Порошенко добился, чтобы Верховная рада внесла уточнение в принятый еще в прошлом году закон об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Депутаты поддержали идею о том, что выборы местных органов власти и наделение их широчайшими полномочиями состоятся только после выполнения тех условий, которые, по словам Чорновила, Порошенко назвал Путину в Минске – об отводе войск, закрытии границ и восстановлении контроля Украины на всей территории Донбасса.

 Киев



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Денис Писарев

0
528
Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
4811
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
2588
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
6080

Другие новости