В Казахстане официально стартовала президентская предвыборная кампания, а сами внеочередные выборы назначены на 26 апреля. Нурсултан Назарбаев выдвинут кандидатом от правящей партии «Нур Отан» («Свет Отечества») и подтвердил намерение принять участие в новых выборах.
Кроме него зарегистрировались секретарь Коммунистической Народной партии Тургун Сыздыков и Абильгази Кусаинов, председатель Федерации профсоюзов Казахстана, в прошлом министр транспорта и экс-аким Карагандинской области. Шансов на победу у них нет, но есть возможность громко заявить о себе, широко обнародовать свои программы, выйти с новыми идеями о будущем Казахстана. В этом плане выборы безусловно дадут новый импульс развитию политической жизни страны.
У Назарбаева нет конкурентов на казахстанском политическом пространстве. У него другие, куда более серьезные соперники – глобальные вызовы и мировые риски, внутренние экономические и внешние геополитические угрозы. Вот им-то он и бросает вызов. В конце концов, как заметил знаменитый американский журналист Джордж Уилл: «Голосование не определяет ход событий. Голосование решает, кто будет определять ход событий».
Как бы то ни было, сейчас многие эксперты – как казахстанские, так и российские, рассуждают о том, как отразятся выборы на развитии Казахстана. Для нас же с вами в первую очередь важно понять, каковы будут их последствия для России – во-первых, с геополитической точки зрения, во-вторых, в контексте экономической интеграции на постсоветском пространстве.
Первое важно потому, что мы вошли в период резкого обострения политического соперничества великих держав, который сопровождается конфликтами и даже силовым противоборством. И для России, которая является прямым участником данного процесса, крайне важно иметь правильные долгосрочные прогнозы развития ситуации у своих ближних рубежей.
Второе обстоятельство также принципиально значимо, поскольку Россия находится в поиске модели экономического успеха путем создания евразийской экономической общности, на первых порах с участием ближайших союзников Казахстана и Белоруссии. В рамках Евразийского Экономического союза необходимо протестировать и сделать эффективными наиболее работоспособные модели и принципы экономического взаимодействия, которые многие десятилетия будут служить целям развития.
Поэтому, оценивая значение нынешних президентских выборов в Казахстане в разрезе интересов нашей страны, стоит обратить внимание на несколько факторов.
Во-первых, необходимо отметить сбалансированную и последовательную внешнюю политику Казахстана, которую с уважением воспринимают во всех мировых столицах. И тот неоспоримый факт, что важнейший приоритет суверенной (а значит, в высшей степени осознанной) внешней политики Казахстана, - это рациональное по форме и позитивное по духу союзническое отношение к России.
Нурсултан Назарбаев руководит государством с 1991 года, и все это время внешнеполитический курс по отношению к России был неизменным. На протяжении более чем двух десятков лет Казахстан остается одним из немногих наших стратегических союзников и сохраняет этот статус именно благодаря стабильности власти. Вдумайтесь, в течение всего этого периода Россия могла не волноваться за спокойствие и мир вдоль самой протяженной в мире сухопутной границы.
«Мы обречены на вечную дружбу с Россией» - эту парадоксально-лирическую фразу Нурсултан Назарбаев произнес еще в 90-е. В этой образной «обреченности» - и личностная привязанность человека к исторически близкой ему стране, и прагматизм опытного политика в отношении стратегического партнера и союзника. И Назарбаев всегда был верен слову – не только потому, что это свойственно кочевым традициям казахов, но и потому, что по отношению к Казахстану Россия выбрала единственно верный курс – уважения суверенитета, равноправного отношения к партнеру, реального экономического сотрудничества.
Сравните этот союз с отношениями России с другими странами СНГ, где Москве часто приходится находиться в дипломатическом напряжении и огибании острых углов. С Казахстаном мы говорим на одном языке, во многом именно благодаря последовательной политике действующего президента Казахстана.
Во-вторых, в сегодняшней ситуации осложнившихся отношений между Россией и Западом есть еще один геополитический фактор: Казахстан как региональный тяжеловес для нас является крайне важным союзником и медиатором. Можно вспомнить председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году, которое ознаменовалось саммитом Организации, состоявшимся впервые за десять лет, и значительным оживлением сотрудничества по всем четырем измерениям. Другой пример связан с инициативой Казахстана по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, которая вышла за рамки собственно казахстанской активности и превратилась в важный континентальный процесс: последний саммит СВМДА прошел уже в Китае. В каждом из этих случаев, придерживаясь гибкого прагматического подхода, Астана сумела дать импульс обновлению международных структур и налаживанию эффективного диалога.
Сейчас Казахстан председательствует в СНГ в один из самых непростых периодов и для России, и для Содружества, являясь одним из наиболее авторитетных и непредвзятых арбитров в процессе украинского урегулирования.
Кроме того, крайне важна роль Казахстана как фактора стабильности в регионе и демпфера между Россией и исламским миром, который оказался подвержен разъедающему влиянию радикальных и экстремистских идей. Мы должны быть крайне заинтересованы в сплоченности казахстанского общества перед лицом этих угроз.
В третьих, Нурсултан Назарбаев – не просто союзник России, но также идеолог и архитектор Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Еще в 1994 году президент Казахстана, выступая в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова, предложил создать Евразийский союз, в котором смогли бы объединиться страны, осознавшие, что вместе развиваться легче и эффективнее, чем поодиночке. Это была плодотворная «дебютная идея», опираясь на которую можно было найти свой путь в процессе глобального переустройства мира, происходившего на рубеже веков. По мнению Назарбаева, наш общий потенциал может и должен работать синергетически, на основе новой современной модели прагматичных и взаимовыгодных торгово-экономических отношений.
Тогда, на фоне болезненных центробежных процессов, эта идея многим казалась утопией. Но сегодня она становится реальностью. Уже работают Таможенный союз и Единое экономическое пространство, обсуждаются и другие интеграционные шаги в сфере экономики. В этой связи следует отметить фактор персонального политического лидерства, благодаря которому казахстанский президент как волевой и ответственный политик завоевывал сторонников интеграции и среди коллег, и в обществах постсоветских стран. Сегодня главы государств ЕАЭС уже вместе упорно двигают проект вперед, преодолевая возникающие барьеры.
И действительно, такие препятствия возникают, достаточно назвать войну санкций, волатильность нефтяных цен, скачки рубля как отражение внешнего давления и мирового кризиса – все это создает новые трудности для евразийской интеграции. Но эти барьеры временны и преодолимы. Гораздо труднее наладить внутренние механизмы интеграции, преодолевая стереотипы прошлого, недоверие и амбиции, бюрократические препоны и лоббизм. Для этого в основу работы интеграционных институтов нужно положить прагматизм, дальновидность, а также подлинное равноправие.
Синхронизация экономических подходов, стандартов и правил уже начала играть на технологическое и инфраструктурное развитие всего региона, прорывной рост общего рынка - финансов, технологий, человеческого капитала, и конечно - создание комфортного бизнес-климата. В глобальном смысле ЕАЭС будет способствовать тому, чтобы евразийский регион стал важным участником мирового разделения труда, значимым фактором экономической полицентричности, который должны будут учитывать другие мирохозяйственные центры - Соединенные Штаты, Евросоюз, усиливающийся экономически и политически Китай.
Не менее важно и то, что в основе самой идеи ЕАЭС, как видит его Назарбаев, лежит глубинное осознание евразийского пространства не только как территориально-экономической общности, но и с точки зрения культурно-исторического родства наших стран.
Россияне, кстати, понимают и высоко оценивают роль президента Казахстана в интеграционных процессах. По данным ВЦИОМ, с 2010 по 2015 год доверие россиян к Нурсултану Назарбаеву выросло с 32 до 38 процентов. Для сравнения, рейтинг любого другого президента стран СНГ, за исключением главы Белоруссии Александра Лукашенко, достигает в российском общественном мнении не более 5 процентов.
Такие результаты неудивительны с учетом того, что в Казахстане проводится одна из самых толерантных национальных политик на постсоветском пространстве, в том числе в отношении развития русской культуры и русского языка, который в Казахстане имеет официальный статус. Более того, в стране последовательно реализуется стратегия «триединства языков», подразумевающая, что молодые казахстанцы одинаково безупречно должны владеть казахским, русским и английским языками.
И, наконец, четвертый фактор, который необходимо учитывать, – экономический союз с Казахстаном выгоден для России. Сегодня Казахстан – одна из наиболее успешно экономически растущих стран. Если в 1993 году ВВП на душу населения составлял 700 долл., то сегодня этот показатель превысил 13,5 тыс. долл. Рост – в 19 раз! Показатель сопоставим с уровнем большинства стран Восточной Европы, Турции, Малайзии, Бразилии.
В 1990 году Казахстан не экспортировал ничего в другие страны. Сегодня его экспорт уже превышает 75 млрд. долл. Золотовалютные резервы с 1993 года увеличились в 150 раз – с 712 млн. долл. до 105 млрд. долл. в 2014-м.
Казахстан уверенно продвигается в развитии малого и среднего бизнеса, создавая для этого реально благоприятные условия. За последние 10 лет выпуск продукции сектора МСБ вырос в 20 раз и составляет сегодня 7 триллионов тенге. Растут доходы населения. В среднем казахстанец получает зарплату, чуть ниже российской.
Сейчас в Казахстане объявлен новый этап институциональных реформ, который Нурсултан Назарбаев представил в своем Послании народу как стратегию Новой экономической политики «Нурлы Жол» («Путь в будущее»). Одно из направлений развития – индустриализация, которая крайне важна для того, чтобы страна с преимущественно сырьевой экономикой успешно преодолела мировой кризис. Реализация данной реформы включает диверсификацию экономики, развитие обрабатывающего сектора, воплощение новой программы по переработке сельхозсырья, упрощение тарифной политики в рамках ЕАЭС.
Ожидается и новый виток инфраструктурного развития. План рассчитан на 5 лет. Он включает ускорение создания финансового центра в Алматы, развитие туризма, превращение страны в деловой, транзитный и логистический хаб Центрально-Азиатского региона. Таким образом, именно Казахстан сможет обеспечить самый короткий и выгодный путь, соединяющий Европу с Азией. Нужно отметить ускоренное развитие современных автомагистралей, за которыми идут энергетическая инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, сети водо- и теплоснабжения.
Еще один аспект, который весьма нов и оригинален для России, хотя и у нас говорится об этом давно – в государственной жилищной политике будет сделан упор на строительство социального жилья и предоставление его в долгосрочную аренду. Причем с правом выкупа, без посредников, без первоначального взноса и под максимально низкие проценты. Это значит, что свое жилье в обозримом будущем сможет получить большинство казахстанцев. А это залог развития среднего класса и, что не менее важно, успешной демографической политики. Параллельно запущена программа поддержки малого и среднего бизнеса. В частности, - кредитование малых предпринимателей всего под 6 процентов на 10 лет, что в сегодняшней ситуации является суперлиберальным условием.
Все эти факторы – и экономические, и политические – жизненно важны для России, заинтересованной в стабильно развивающемся соседе и партнере. Это не только наш «тыл», но и драйвер экономического роста для всех стран региона. Казахстан сделал выбор в пользу евразийской идеи, России нужно поддержать этот выбор на всех уровнях. Неслучайно Президент РФ Владимир Путин, находясь на днях с визитом в Астане, заявил о безусловной поддержке Нурсултана Назарбаева.
В свою очередь сам Назарбаев подошел к досрочным президентским выборам полностью подготовленным. Чутко улавливая общественные тенденции, порой разнонаправленные, он всегда играет «на опережение», предлагая оптимальные решения как в плане экономики и социальных отношений, так и в вопросах внешней политики страны. Как всегда, ему присущи непреклонная политическая воля, сложный синтез реформаторской стратегии и жесткого прагматизма. В нынешней ситуации альтернативы ему действительно нет.