Александр Лукашенко рассчитывал, что Москва войдет в положение союзника. Фото с официального сайта президента Республики Беларусь
Правительство Белоруссии ожидает, что в самое ближайшее время в бюджет страны поступит 110 млн долл. российского кредита. Эксперты строят версии относительно того, почему сумма оказалась столь скромной и насколько она способна решить экономические проблемы республики.
«Поступление средств российского кредита на 110 млн долл. в эквиваленте в республиканский бюджет ожидается в ближайшие дни», – заявили журналистам в пресс-службе Министерства финансов Белоруссии, комментируя сообщение о решении правительства России выделить Минску кредит. «В рамках финансовой поддержки Белоруссии в текущем году со стороны РФ 27 марта в Москве Министерство финансов Белоруссии и Министерство финансов РФ подписали соглашение между правительством Белоруссии и правительством России о предоставлении белорусской стороне государственного финансового кредита», – сообщил также белорусский Минфин. «Соглашением предусмотрено выделение финансовых ресурсов в российских рублях на сумму, эквивалентную 110 млн долл., на срок 10 лет, включая 4-летний льготный период», – уточняется в сообщении министерства. При этом в сообщении российского правительства отмечается, что условием получения кредита является отсутствие просроченных долгов перед Россией и антикризисным фондом Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Как писала «НГ» ранее, выделению кредита предшествовало заявление премьер-министра России Дмитрия Медведева о том, что Россия в качестве финансовой поддержки «пролонгирует существующие кредитные обязательства» при условии, что «белорусские друзья» оперативно снимут проблемы, «которые, так или иначе, возникают в торгово-экономической сфере».
Никаких пояснений относительно того, действие каких именно соглашений будет продлено, так и не поступило ни с той, ни с другой стороны. Эксперты в первую очередь подозревали, что Россия позволит позже заплатить Белоруссии по ранее возникшим обязательствам, то есть, по сути, реструктуризирует имеющуюся задолженность, а это более 700 млн долл. России и более 500 – антикризисному фонду ЕАЭС. Тем более что в ходе пресс-конференции в конце января президент Александр Лукашенко сказал, что Белоруссия в 2015 году будет просить кредиторов о реструктуризации. Правда, потом он исправился и уточнил, что имел в виду рефинансирование, но информация уже к тому моменту успела распространиться и повлиять на ставки по белорусским евробондам. Такого рода инциденты дали экспертам основания и в этот раз подозревать, что кто-то что-то не так понял. В то же время уточнение российского правительства о том, что 110 млн долл. Белоруссия получит, если вернет 1,2 млрд долл. по предыдущим долгам, это предположение сделало неактуальным.
Тогда эксперты вспомнили о том, что в прошлом году Россия обещала Белоруссии госкредит в размере 450 млн долл. Речь шла как раз о стоимости кредита в 4%. Правда, вместо госкредита Белоруссия получила бридж-кредит российского банка ВТБ в объеме 2 млрд долл. Возможно, Россия решила пролонгировать именно то соглашение.
Недоумение у общественности вызывает и сумма кредита. Напомним, что Белоруссия рассчитывала получить от России 2,5 млрд долл., мотивируя свои просьбы тем, что именно тесная связь с российской экономикой стала причиной экономических проблем Белоруссии. В частности, по информации белорусских властей, только из-за девальвации российского рубля страна потеряла более 700 млн долл. Плюс снижение спроса на белорусские товары в России, продовольственные ограничения со стороны РФ, снижение стоимости нефти и нефтепродуктов, а с ними и тех таможенных пошлин, которые должны были остаться в белорусском бюджете. Эксперты оценивают дыру в белорусском бюджете минимум в 2 млрд долл., поэтому уверены, что 110 млн долл. вообще проблему никак не решают.
Относительно причин такой «жадности» союзницы высказываются предположения: наличие у РФ большого количества собственных экономических проблем и невыполнение Минском ранее взятых обязательств.
Минск