Жан-Клод Юнкер прибудет в Киев знакомиться с властями Украины. Фото с сайта www.ec.europa.eu |
Через месяц в Киеве состоится саммит Украина–ЕС. По данным агентства Reuters, участники обсудят, насколько успешно украинская сторона выполняет подписанное в прошлом году соглашение об ассоциации. Выводы по итогам саммита станут основанием для решений, которые будут приняты в мае на саммите ЕС в Риге.
В понедельник в Киев с первым визитом приедет президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Знакомить его с украинской властью будет глава дипломатии ЕС Федерика Могерини, которая уже гостила в Киеве. МИД Украины сообщил, что 30 марта будут обсуждаться вопросы, «связанные с восстановлением безопасности, стабильности и территориальной целостности, с выполнением Минских договоренностей, с развертыванием на территории Украины международной операции по поддержанию мира и безопасности, а также с проведением в апреле в Киеве Международной конференции в поддержку реформ в Украине».
Руководитель Международного института демократий Сергей Таран сказал «НГ», что визит Юнкера должен засвидетельствовать политическую поддержку Киева со стороны ЕС. Он отметил, что сенсаций по итогам визита ожидать не стоит: «Многие важнейшие вопросы будут обсуждаться, но решения по ним будут приняты в мае».
Как в начале февраля, президент Франции Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель прибыли в Киев в день визита в украинскую столицу госсекретаря США Джона Керри, так и сейчас Юнкер и Могерини приезжают одновременно с делегацией конгресса США. В состав американской делегации входят члены палаты представителей конгресса, которые 23 марта поддержали резолюцию, призывающую президента Барака Обаму предоставить Украине летальное оборонительное вооружение. Ранее некоторые европейские лидеры отмечали, что их позиция о военно-технической помощи Украине будет зависеть от решения США. Однако Обама, как и Меркель, продолжает надеяться на возможность урегулирования в Донбассе без применения силы.
Украинская сторона официально обратилась к ООН и ЕС с просьбой направить миротворческую миссию. Контингент под эгидой ООН не может быть введен, поскольку это решение требует утверждения Советом Безопасности ООН, а российская сторона заявила о намерении блокировать такой сценарий. Глава МИД РФ Сергей Лавров на днях заявил в интервью российскому телеканалу: «Мы даже не будем голосовать (на Совбезе ООН. – «НГ»), потому что если эта история (о направлении в Донбасс международной миротворческой миссии. – «НГ») дойдет до Совета Безопасности, то Совет Безопасности сразу же поручит генеральному секретарю доложить, как к этой инициативе относится не только одна из сторон, но обе стороны. А в данном случае – и киевская власть, и Донецк, и Луганск. Других операций по поддержанию мира не бывает».
Представители ЛНР и ДНР много раз заявляли, что готовы принять только российскую миссию или миссию стран СНГ. Украина выступает категорически против: Киев считает Россию стороной конфликта в Донбассе, хотя на международном уровне соответствующего официального решения нет. Поэтому в феврале украинская сторона нашла способ пригласить миротворцев, избежав заведомо провального голосования в Совбезе ООН. Было решено пригласить полицейскую миссию Евросоюза – этот вопрос решается на уровне Совета ЕС. Представитель Украины при ЕС Константин Елисеев ранее отметил: «ЕС, который в отличие от России не является стороной Минского процесса, имеет политическое и моральное право выступить в качестве его гаранта. Операция в рамках Совместной политики безопасности и обороны ЕС могла бы обеспечить постоянство мирного процесса, предупредить эскалацию и провокации, преодолеть угрозу расширения зоны конфликта». Елисеев подчеркнул, что полицейская миссия позволила бы в полном объеме выполнить Минские соглашения: «Ключевой задачей миротворческой миссии ЕС должно было бы стать создание надлежащей среды для проведения демократических и свободных местных выборов, которые определят успешность мирного процесса, на территориях Донецкой и Луганской областей».
В России считают, что конфликт, напротив, только обострился бы. Сергей Лавров отметил, что о формате выборов украинская власть должна договариваться с лидерами ЛНР и ДНР. Киев не признает власть самопровозглашенных республик и не намерен садиться за стол переговоров. Киев исходит из того, что вначале нужно демонтировать систему ЛНР и ДНР, установить контроль над украино-российской границей, а после этого проводить выборы органов местной власти в Донбассе.
Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко сказал «НГ», что сложившаяся ситуация не позволяет привлечь европейских полицейских. «Теоретически возможно. Но в действительности в Европе рассматривают такой сценарий: если ЕС направит в Донбасс полицейскую миссию против воли ЛНР и ДНР, то Россия признает независимость самопровозглашенных республик, после чего по их просьбе в Донбасс могут войти российские миротворцы. Это означало бы переход конфликта на новый уровень, прямое противостояние России и ЕС», – пояснил политолог, отметив, что в Европе к подобному не готовы. По словам Бондаренко, Юнкер и Могерини едут в Киев с визитом вежливости: «Хороших новостей для украинской власти нет. Финансовая помощь обещана, однако не в том объеме, который требуются. Об интеграции не может быть и речи. Безвизового режима на данном этапе не будет».
Ранее украинская власть заявляла, что решение о дате введения безвизового режима с ЕС может быть принято на саммите в Риге. Некоторые чиновники предполагали, что ЕС, оценив выполнение украинской стороной плана подготовки к безвизовому режиму, отменит визы на саммите. Но глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский на этой неделе сообщил, что такого решения не будет, поскольку, по его словам, уже не осталось времени для его подготовки.
Глава МИД Украины Павел Климкин в интервью изданию «Фокус» назвал иную причину: «Мы очень хорошо движемся по графику реформ – начали выдавать биометрические паспорта, у нас есть все необходимые системы и базы данных. Но что беспокоит европейские столицы? Некоторые районы Донецкой и Луганской областей контролируются террористами. В ЕС опасаются, что боевики тоже смогут воспользоваться безвизовым режимом. Так что вопрос не в том, насколько успешно мы проводим реформы». Он отметил, что для отмены виз крайне необходимо установить контроль за украино-российской границей: «В европейских столицах говорят: как можно давать Украине безвизовый режим, если там не контролируют границу? Это – один из российских сценариев». По мнению Климкина, дестабилизация на востоке направлена на то, чтобы не дать Украине продвигаться по пути евроинтеграции.
Политолог Сергей Таран считает, что европейская миротворческая миссия могла бы решить комплекс проблем на востоке. «Но европейская сторона примет такое решение только в том случае, если будет официально признано, что выполнение Минских соглашений окончательно сорвано, что Украина выполнила свои обязательства, а противоположная сторона – нет», – отметил он.
Эксперты в Киеве говорят о том, что относительное затишье в Донбассе может усыпить бдительность Запада. Директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский отметил, что за время перемирия силы ЛНР и ДНР подготовились к новым боям: «Им нужна пара недель, чтобы закончить перегруппировку сил. Этим они и занимаются. Меняют структуру управления, маршруты поставок ресурсов – формируют так называемый боевой кулак».
Поскольку Россия официально не является стороной конфликта в Донбассе, официально же Западу приходится признавать, что на востоке Украины сформированы автономные образования, имеющие сильные армии. Исходя из этого, интеграция с проблемной страной должна быть приостановлена. По крайней мере на саммите в Риге вряд ли прозвучат обнадеживающие заявления и вряд ли будут открыты новые перспективы для Украины, отмечают эксперты. По их мнению, на ситуацию могло бы повлиять резко изменившееся мнение американского Белого дома, однако на сегодня никаких предпосылок к этому нет.
Если даже Рижский саммит не принесет добрых новостей, украинцы не разочаруются в евроинтеграции, уверен Сергей Таран. «Евроинтеграция – осознанный выбор, ценностный вектор. Майдан показал, чего хотят люди: как и какие проводить реформы, в каком направлении развивать страну, куда двигаться. Если расстрелы на майдане и гибель наших людей в Донбассе не повлияли на этот выбор, то уж результаты одного саммита ЕС (даже если они не оправдают надежд) не повлияют на стремление людей построить цивилизованное государство», – отметил он.
Киев