Узбекская милиция перешла на усиленный режим службы. Фото с сайта www.ozdlik.org
В Ташкенте обеспокоены возможной дестабилизацией ситуации накануне выборов президента Узбекистана 29 марта. Негативные прогнозы об активизации «Исламского государства» (ИГ) в Северном Афганистане, а также его объединение с боевыми группами Исламского движения Узбекистана (ИДУ) становятся реальностью. Власти страны всеми силами стремятся избежать дестабилизации.
В Узбекистане завершается очередная кампания по выборам президента. Она войдет в историю страны как самая спокойная. Кандидаты, а их кроме действующего главы государства Ислама Каримова четверо, практически не проводят встреч с избирателями. Все публичные акции кандидатов в президенты носят несколько парадоксальный характер безусловной поддержки курса нынешнего главы государства. Своих предвыборных программ у них, кажется, нет. Как отмечают наблюдатели, сегодня все силы и средства направлены на поддержку Ислама Каримова.
Глава государства, претендующий на очередной президентский срок, также не встречается с избирателями. Но в ряде выступлений в парламенте Каримов фактически сформулировал принципиальные программные установки. Главная из них «тинчь булсин» (пусть будет мир) – реально важнейшее для узбеков понятие, и фигура Каримова напрямую ассоциируется с данным тезисом. Это отражается в проведенном в Узбекистане социологическом исследовании: население республики не хочет никаких арабских весен или украинских майданов.
Как считает узбекистанский политолог Рафик Сайфулин, «сегодня для Узбекистана важно сдержать угрозу ИГ». «Проблемы религиозного радикализма наиболее актуальны в регионе. К примеру, через дырявую границу между нейтральным Туркменистаном и его южными соседями может пройти кто угодно. И это станет большой головной болью для всех стран региона, включая Россию. Пока есть уверенность в том, что узбекские власти и силовые структуры держат ситуацию под контролем. Но в перспективе очень важно, чтобы при транзите власти этот контроль остался на должном уровне», – сказал «НГ» Сайфулин.
На вопрос «НГ», обсуждается ли в Узбекистане вопрос транзита власти, эксперт отметил: «Он уже давно развивается в практической плоскости». Но речь, по словам Рафика Сайфулина, идет не о конкретной личности, а о формировании новой политической системы, которая будет выдвигать новых фигурантов. «При этом крайне важно, чтобы никто из них не зависел от американских или иных спонсоров. Не менее важно, чтобы будущие политические деятели смогли сдержать угрозу таких организаций, как ИГ. Недавно состоялись похороны известного узбекского богослова шейха Мухаммада Юсуфа. Проститься с ним пришли тысячи людей. Но при этом никакой агрессии! Люди шли, чтобы лишь почтить память на самом деле очень непростого ушедшего человека. Важно, чтобы при любом варианте транзита власти этот дух сохранился», – сказал политолог.
Опасения эксперта небезосновательны. На днях представители Службы национальной безопасности Узбекистана (СНБ РУ) заявили, что в планах ИГ «проведение в республике ряда терактов – на праздник Новруз, а также в связи с выборами президента». В этой связи с 21 марта в республике проводится масштабная операция «Чистка-антитеррор». Причина опасений власти понятна. Как сообщил порталу «Средняя Азия в Интернете» сотрудник СНБ РУ Бахтиер Шарафов, власти страны встревожены появлением отрядов ИГ в соседнем Афганистане. «Появление ИГ у самых ворот в Среднюю Азию означает, что потенциальная угроза превысила уровень терактов и боевых операций», – отметил он, добавив, что «боевики ИГ скрываются вдоль границы с Туркменией и увеличили активность на афгано-узбекской границе».
По данным СНБ Узбекистана, сейчас на стороне ИГ воюет около 5 тыс. членов примкнувшего к нему ИДУ. Среди них есть и выходцы из Узбекистана. По мнению экспертов, представители спецслужб Узбекистана говорят уже не просто о терактах, а о возможности полномасштабного вторжения боевиков ИГ на территорию страны. Бахтиер Шарафов, в частности, отмечает, что «современная война с ИГ и другими террористическими организациями становится все более и более похожа на гибридную войну, то есть несет в себе сочетание военных и невоенных методов».
Начало совместных действий афганских джихадистов с боевиками группы ИГ в Северном Афганистане заставило власти Узбекистана объявить о повышении уровня безопасности и бдительности на узбекской границе, а также интенсифицировать «разъяснительную работу» среди народа. Службы безопасности Афганистана подтвердили: боевики ИГ перемещаются вдоль границы с Туркменистаном, и на узбекском участке границы заметна их активность, говорит Шарафов.