Рустама Эмомали вводят во власть. Фото Reuters |
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон приступил к укреплению исполнительной и законодательной власти в своих интересах. Вчера в нижней палате парламента нового созыва все руководящие посты заняли представители Народно-демократической партии. А накануне глава государства произвел кадровые перестановки в правительстве, назначив своего старшего сына Рустама Эмомали главой Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией. Эксперты считают, что в Таджикистане началась операция «Преемник».
Эмомали Рахмон продвигает по служебной лестнице старшего сына Рустама как молодого и перспективного политика. Руководящие посты в правительстве Таджикистана он занимает не первый год. В ноябре 2013 года Рустам Эмомали получил звание генерал-майора и пост начальника Таможенной службы. Работал также в Комитете по инвестициям и госимуществу и одновременно был председателем Союза молодежи РТ. В 2010 году его избрали депутатом Заксобрания Душанбе. Рустам Эмомали успел отличиться и на спортивной стезе. В 2008 году он организовал футбольную команду «Истиклол» («Независимость»), которая успешно дебютировала в высшей лиге Таджикистана, а сам Рустам, занимая в структуре клуба руководящую должность, еще и играл – на позиции центрфорварда. Закончив карьеру футболиста, он возглавил Федерацию футбола Таджикистана.
Руководитель таджикского центра политанализа «Контент» Зафар Абудуллаев сказал журналистам: «Рустама ведут по максимально возможному количеству управленческих должностей, чтобы он получил большой опыт госуправления, понял все входы и выходы в этих ведомствах, познакомился с различными кругами – с представителями международных структур, с коллегами по СНГ. Все это делается для того, чтобы он смог удержать власть в свой первый, самый сложный год правления, возможно, даже в год серьезных военно-политических проблем». По мнению эксперта, в сознании народа Рустам Эмомали этим галопом по госдолжностям закрепится как успешный менеджер. «Он молод – ему 27 лет, а значит, привлекателен для среднего поколения. Его поддержат тысячи футбольных фанатов. Он будет приемлем для других стран», – считает Абдуллаев.
Единственное препятствие на этом пути – Конституция Таджикистана, в которой предусмотрен возрастной ценз – кандидат на пост президента должен быть не моложе 35 лет. Не может остаться на высшем государственном посту и Эмомали Рахмон, находящийся у власти с 1992 года. В ноябре 2013 года он избирался на свой последний семилетний срок правления. Для того чтобы обойти закон, главе государства придется вынести на референдум очередные поправки в Конституцию Таджикистана.
«Глава государства может задействовать парламент нового созыва, который полностью ему подконтролен», – сказал «НГ» таджикский эксперт, доктор юридических наук Шокир Хакимов. При этом он высказал сомнение в том, что сын президента станет главой Таджикистана. Само назначение Рустама носит операционный характер. Однако оно свидетельствует о недооценке Эмомали Рахмоном и его окружением происходящего вокруг. «Думаю, что Рахмона-младшего на посту президента Таджикистана мы вряд ли увидим, как бы старший к этому ни стремился», – полагает эксперт.
Хакимов считает подобные назначения президента губительными для государства. Высококвалифицированные специалисты остаются невостребованными: все значимые должности в правительстве уже давно занимают родственники президента. «Практика назначения близких родственников на государственные посты применима только в странах с авторитарным режимом правления. В Таджикистане посты министра труда и социальной защиты, миграции и занятости населения, министра обороны, командующего президентской гвардии, помощника президента по кадровой политике, генерального консула в посольстве страны в РФ, замминистра иностранных дел и замминистра финансов занимают люди из президентской семьи. Список можно продолжить. Такой подход в кадровой политике не приведет к уменьшению коррупции до тех пор, пока не проявятся реальная политическая воля главы государства, парламентский и общественный контроль, независимая пресса и реальная межпартийная конкуренция», – сказал «НГ» Шакир Хакимов. «Местничество, коррупция, родственно-клановые отношения характерны для кадровой политики в Таджикистане», – заметил эксперт.
По мнению Хакимова, главная проблема современного Таджикистана в том, что принимаются различные программы, направленные на реформирование экономики, «но из-за неправильной кадровой политики, отсутствия прозрачности и неэффективности власти страна занимает среди государств СНГ последнее место по уровню экономического развития».
Как заметил лидер Компартии Таджикистана Шоди Шабдолов, «президент показал всем, что не намерен делить ответственность за судьбу страны и народа ни с кем».