У генпрокурора Виктора Шокина непростая задача – выйти без потерь из «дела Коломойского». Фото Andrew Kravchenko/EPA/TACC |
В Украине разгорается ряд небывало громких скандалов, которые свидетельствуют о начале масштабной войны олигархов. В публичных перепалках упоминаются имена крупного бизнесмена Виктора Пинчука и его тестя, второго президента Украины Леонида Кучмы, экс-главы администрации Виктора Януковича Сергея Левочкина, бизнесменов Дмитрия Фирташа и Рината Ахметова. В центре внимания оказались губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский и члены его команды. Украинская власть до сегодняшнего дня хранила молчание по поводу ситуации, которая приобретает угрожающие для страны черты.
Эффект взрыва произвело в пятницу вечером обращение руководителя юридического департамента Днепропетровского горсовета Александра Величко к генпрокурору Виктору Шокину. Заявление прозвучало в прямом эфире политического ток-шоу на телеканале «Интер». Величко, который, по его словам, в данный момент скрывается за рубежом, обвинил заместителя губернатора Днепропетровской области Геннадия Корбана в своем похищении, организованном в конце февраля. Он очень подробно рассказал, кто, где и как его задержал, куда перевозили, что происходило в течение девяти дней плена. Он утверждает, что находился «на базе «Правого сектора» (в РФ «Правый сектор» запрещен. – «НГ»), которая расположена в селе Пески Донецкой области». «По сути, на базе «Правого сектора» бесчинствуют люди Коломойского», – сказал Величко.
Зачем было организовано похищение, юрист пояснил так: «От меня требовали, чтобы я написал негативную информацию на исполняющего обязанности городского головы (мэра. – «НГ») города Днепропетровск Максима Романенко, угрожая мне физическим насилием и применением холодного оружия. Если я не выполню их требование, то они прострелят мне колено, отрежут палец, сделают из меня инвалида. А позже, потом, поедут резать мою семью. И когда это будут делать, мне дадут мобильный телефон, в котором я буду слышать, как членов моей семьи будут резать на куски».
Величко заявил, что под давлением переписал своей рукой тот текст, который ему дали, озаглавленный как явка с повинной. И отметил, что там фигурировали имена людей, которых он лично не знает. После этого юрист смог покинуть базу и уехать из Украины. «После пережитого ужаса я опасаюсь за свою жизнь. И исключительно под гарантии генерального прокурора Украины я готов в рамках закона дать показания против Корбана. Если Генеральная прокуратура не остановит Геннадия Корбана, то он убьет меня и членов моей семьи. И до тех пор, пока Корбан находится на свободе и представляет интересы областной власти, ни один житель Днепропетровской области не может быть в безопасности», – заявил Величко в телеэфире одного из самых рейтинговых телеканалов.
За кадром остался вопрос о том, чем и.о. мэра, назначенный на эту должность в ноябре 2014 года, мог не угодить команде губернатора. Эксперты неохотно комментируют ситуацию, однако неофициально говорят, что Максим Романенко является ставленником другой команды в регионе, который Коломойский считает своей вотчиной. Мэра связывают и с командой бывшего губернатора (времен Януковича) Александра Вилкула, и с окружением экс-главы президентской администрации Сергея Левочкина, но подтвердить или опровергнуть это невозможно. «Левочкин и Фирташ ополчились против Коломойского, который претендует на звание «главного олигарха Украины». Порошенко это не нравится, но он помнит, что благодаря Коломойскому ситуацию в Днепропетровске не раскачали, как в Донбассе», – сказал «НГ» эксперт.
По той же причине, видимо, вяло продвигается и расследование против мэра Харькова Геннадия Кернеса. Получилось, что Левочкин и Фирташ ситуативно примкнули к Виктору Пинчуку, который выступил против Коломойского еще осенью 2013 года – за месяц до начала революции», – рассказал «НГ» один из политтехнологов, попросивший не называть его имени. Политолог, тоже отказавшийся публично комментировать ситуацию, отметил: «Такая грязь сейчас поднимается, что лучше в нее не лезть – ни мне, ни вам. Отвратительно и опасно».
В открытых источниках можно найти подтверждение конфликта между Коломойским и Пинчуком: в октябре 2013-го стало известно, что спор, связанный с правом собственности на крупнейшие металлургические активы, готовился к рассмотрению в Высоком суде правосудия в Лондоне. Украинские СМИ сообщали, что дело касалось приватизации в 2004 году Криворожского железорудного комбината: якобы Пинчук претендовал на покупку предприятия в доле с Коломойским, которому якобы передал значительную сумму. Но в итоге совладельцами предприятия стали Коломойский и Ринат Ахметов, а деньги Пинчука словно иcчезли.
«Люди Коломойского сейчас хотят пересмотреть итоги приватизации за все годы независимости. Пострадать могут в первую очередь «старые олигархи» – Пинчук и Ахметов. В Верховной раде создают специальную комиссию по расследованию приватизационных процессов. Депутаты собираются поинтересоваться, например, на каких основаниях структуры, связанные с Ахметовым, завладели «Укртелекомом». Но там еще много чего может всплыть», – сказал один из собеседников «НГ». Другой отметил, что в Верховной раде появился и альтернативный законопроект – о проверке законности покупки Коломойским банка «Приват», одного из системообразующих в Украине.
Ситуация в парламенте может стать непрогнозируемой, учитывая тот факт, что украинские олигархи имеют свои группы влияния, которые сейчас готовы вступить в борьбу. Причем бывший заместитель губернатора Днепропетровской области Борис Филатов возглавляет контрольную комиссию Верховной рады по вопросам приватизации. В момент, когда «Интер» еще только готовил телевизионную сенсацию с заявлением Величко о похищении, Коломойский сделал не менее сенсационное заявление на заседании парламентской комиссии. Губернатор сообщил о давнем сговоре олигархов, вследствие которого предприятия «Укррудпрома» были приватизированы по цене, заниженной в 100 раз. И о том, что некогда ежемесячно платил миллионы долларов в качестве взяток Леониду Кучме за право группы «Приват» управлять компанией «Укрнафта». Борис Филатов тут же обратился к генпрокурору Шокину с требованием возбудить уголовное дело по фактам, которые изложил Коломойский.
К моменту сдачи номера в печать Кучма и Пинчук не ответили на обвинения Коломойского. Но три месяца назад, когда в некоторых украинских СМИ снова зазвучала тема причастности Кучмы к убийству журналиста Георгия Гонгадзе, Виктор Пинчук заявил, что это – попытка давления на него. «Только бандиты и террористы берут в заложники родных своих соперников или врагов. Фактически Коломойский, сосредоточивший в своих руках и силовые рычаги, и мощный административный ресурс, поступает сейчас именно так», – процитировали информагентства слова Пинчука.
Напомним, в 2011 году «дело Гонгадзе» было внезапно реанимировано, и Кучма стал ходить на допросы в Генпрокуратуру. Но в конце того же года Печерский районный суд Киева признал незаконным возбуждение уголовного дела в отношении Кучмы и отменил соответствующее постановление Генпрокуратуры. К настоящему моменту ситуация с «делом Гонгадзе» настолько запуталась в юридических нюансах, что многие эксперты считают расследование бесперспективным. Новые обвинения Коломойского против Кучмы и членов его семьи, напротив, могут стать основанием для расследования, которое, в свою очередь, может обосновать требование о проверке законности украинской приватизации.
Ожидается, что представители Генпрокуратуры сегодня прокомментируют ситуацию с обвинениями, прозвучавшими и со стороны, и в адрес Коломойского. Однако эксперты сомневаются, что государственные органы сумеют остановить войну олигархов. Сотрудник Института экономики и прогнозирования НАН Украины Александр Кошик сказал «НГ», что вероятной причиной обострения стала подготовка к масштабной приватизации в Украине. Чиновники заявляют, что в ближайшие год-два может быть продана примерно половина предприятий, остающихся в госсобственности, – 1200–1500 привлекательных объектов. Министр финансов Наталия Яресько подтвердила: «Приватизация всего, что можно приватизировать. Планируем начать уже в этом году».
Александр Кошик обратил внимание на то, что Институт экономики и прогнозирования провел анализ результатов приватизации за десятилетний период, выяснив, что финансовые показатели приватизированных предприятий ухудшились. «Это значит, что эффективные собственники не появились. Под вывеской приватизации происходили разграбление и вывод капитала», – отметил он, предположив, что сейчас некоторые олигархи готовятся вступить в схватку за остающиеся объекты.
Бизнес-причины олигархических войн оказывают влияние и на политику, считают в Киеве. «То, что мы наблюдаем сейчас, – беспрецедентно. Олигархические войны и переделы собственности были и ранее, но проходили непублично. Сейчас вся грязь – на виду», – сказал «НГ» руководитель Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. Он отметил, что президент Порошенко, с одной стороны, вынужден опираться на олигархов и в проведении реформ, и в разрешении ситуации в Донбассе, а с другой – должен балансировать их интересы, что делать все труднее. «Всплеск публичного противостояния, аналогов которому в украинской истории еще, пожалуй, не было, может свидетельствовать о слабости власти», – считает Погребинский.
Вице-президент Института Горшенина Алексей Лещенко отметил, что олигархические войны начались давно, а их обострение было прогнозируемым. Он согласился, что размах этих войн может создать угрозы для государственности и для национальной безопасности: «Власть должна взять ситуацию под контроль. Иначе начнется такой разброд, что все затрещит по швам. У представителей власти, как мы видим по событиям последнего года, срабатывает инстинкт самосохранения, заставляющий забыть о противоречиях и выступать единой командой. Как поведут себя олигархи – не возьмусь прогнозировать».
Игорь Коломойский не собирается делить Днепропетровскую область даже с украинской властью. Фото Украинское Фото/PhotoXPress |
Некоторые эксперты неофициально отмечают, что проблема осложняется тем, что и президента, и премьер-министра Украины можно отнести к классу олигархов. «В том и состоит главная опасность, что новая власть не поменяла систему. Люди, вышедшие на майдан, требовали не олигархических перетасовок, а смены системы. Но как можно этого ожидать от президента, который и сам является крупным бизнесменом, взращенным той же старой олигархической системой?»
Баллотируясь на пост президента, Петр Порошенко пообещал продать свой бизнес, кроме телевизионного «5 канала». С тех пор ему регулярно задают вопросы на эту тему. На днях Порошенко снова пришлось публично объяснять, почему он не выполнил обещание. Глава государства напомнил, что, став президентом, передал корпорацию «Рошен» в руки компании Rothschild: «С ней был заключен договор, и в этом договоре написано, что я больше не имею права вмешиваться в процесс продажи, потому что они получили все полномочия». Промедление с продажей Порошенко пояснил своей занятостью, неблагоприятным инвестиционным климатом, связанным с войной в Донбассе. «И последнее. Первым моим приоритетом, главным, является защита украинских интересов, и все мое поведение, все мои действия убедительно доказывают, что давить на меня нельзя ни по одному направлению, в том числе и по собственности. Потому что на сегодняшний день российские власти препятствуют этой продаже», – заключил он.
Эксперты отказываются комментировать ситуацию с бизнесом президента, однако неофициально отмечают, что Петру Порошенко следует отказаться от статуса одного из олигархов, чтобы иметь возможность выйти из круга себе подобных и встать над схваткой.
Киев