Виктория Нуланд пообещала Грузии всеобъемлющую помощь. Фото с сайта www.mfa.gov.ge
В среду в Ереване помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд завершила региональный визит по странам Южного Кавказа. До Армении она побывала в Азербайджане и Грузии. Во всех трех странах Южного Кавказа представитель Госдепа встретилась с главами государств и другими высокопоставленными чиновниками, а в Тбилиси – и с оппозицией.
После публичной активности в Киеве Викторию Нуланд на постсоветском пространстве стали считать кем-то вроде революционного буревестника. Но на Южный Кавказ представитель Госдепа прибыла без «киевских булочек и печений». Ее региональный визит был призван зафиксировать поддержку США странам региона независимо от их нынешней геополитической ориентации и продемонстрировать незатухающий интерес Вашингтона к Южному Кавказу вопреки прозвучавшим утверждениям или предположениям о том, что события в Украине могут отбить охоту у США конкурировать с Россией в зонах ее традиционного влияния. Однако Вашингтон, конечно, способен переоценить степень своего влияния на постсоветские страны, которое в большинстве из них до недавнего времени считалось чрезвычайно сильным, а также восприятия на местах американских ценностей в целом.
В Азербайджане с этой точки зрения наиболее неоднозначная ситуация. Баку с некоторых пор не стесняется в критике западных институтов. Ему не нравится активность Запада в вопросе защиты гражданских прав жителей Азербайджана. Баку не приемлет обвинения в подавлении оппозиции, удушении свободы слова, преследовании инакомыслия и т.д. Баку по-прежнему категоричен в отношении десятков арестованных журналистов и правозащитников: все они не без греха – одни шпионили, другие брали мзду, третьи пропагандировали радикальные исламские идеи и т.д.
Если кто-то и надеялся, что Виктория Нуланд на встречах с руководством Азербайджана затронет неприятные для него вопросы, то ошибался. Во всяком случае, достоверной информации на этот счет нет. Вполне вероятно, что в Баку вопросы прав человека представитель Госдепа не затрагивала вовсе, подтвердив предположение о том, что в условиях жесткой конфронтации с Москвой, при растущих угрозах со стороны «Исламского государства Ирака и Леванта», повышении рисков в горячих точках Востока Вашингтон решил не теребить, а, наоборот, поддержать неоднозначные режимы ради стабильности и необходимых партнерских отношений.
В Баку Виктория Нуланд с удовольствием говорила о значительной роли Азербайджана в деле обеспечения западного мира энергоносителями. Она кивком согласилась с утверждением одного из местных руководителей, что недалеко то время, когда Азербайджан станет главным, а возможно, и единственным поставщиком углеводородов в Европу. Другим обсуждаемым вопросом стал карабахский. Представитель Госдепа заверила хозяев в приверженности США принципу территориальной целостности, но при этом подчеркнула, что проблема Нагорного Карабаха должна решаться исключительно путем переговоров. В ответ азербайджанская сторона заверила, что тоже хочет мирного урегулирования, но терпение не бесконечно, а деятельность Минской группы (МГ) ОБСЕ, курирующей переговорный процесс, плодотворной никак не назвать.
Все то же самое по карабахскому вопросу, но с противоположными акцентами Виктории Нуланд предстояло выслушать в Ереване спустя два дня.
Но до Армении у нее была остановка в Грузии – самой беспроблемной для США стране Южного Кавказа. Настороженность Вашингтона по поводу того, что новое руководство Грузии может предпринять какие-то политические развороты, оказалась излишней. Оно во внешней политике стало добросовестным последователем Михаила Саакашвили. А уголовное преследование экс-президента и членов его команды оказалось не следствием или признаком политических пируэтов, а, как поняли в США, «чисто внутригрузинским делом». Посему Нуланд в Тбилиси на взаимоотношениях бывших и сегодняшних властей заострять внимание не стала, а лишь пожелала, чтобы в таких вопросах, как, например, украинский, у них была единая позиция, ибо, по ее словам, «Украина и Грузия необходимы друг другу». Для чего – осталось за скобками, но, очевидно, представитель Госдепа США могла подразумевать солидарность в фрондировании против России, чем, собственно, Киев и Тбилиси занимались большинство постсоветских лет.
Грузия услышала от гостьи традиционные обещания оказывать всемерную помощь по всем вопросам, начиная от финансовых и заканчивая вступлением в НАТО и восстановлением территориальной целостности.
На встречах с грузинской оппозицией Виктория Нуланд выступила в роли слушательницы жалоб на грузинское руководство, остановившее процесс реформ, жертвующее демократическими ценностями, сводящее счеты с оппонентами уголовными преследованиями и т.д. Особенно активны в «составлении жалоб» оказались «Свободные демократы» недавнего министра обороны Ираклия Аласании. Все это была принято Викторией Нуланд к сведению, и, кажется, не более того.
Из Грузии представитель Госдепа отправилась в Армению, где сегодня внутренняя ситуация больше чем в двух других южнокавказских странах располагает к раздаче булочек и печений.
Буквально за несколько часов до приземления Виктории Нуланд в Ереване состоялась встреча президента Сержа Саргсяна с лидером партии «Процветающая Армения», олигархом Гагиком Царукяном. О чем говорили и к чему пришли политические противники, пока не известно. Но вскоре Царукян распространил заявление о том, что усугубление противостояния гибельно для Армении. Таким образом, многотысячный митинг, созванный оппозицией на площади Свободы в Ереване на 20 февраля и запрещенный столичной мэрией, если и состоится, то в сильно усеченном виде: один из соратников Царукяна – лидер партии «Наследие» Раффи Ованнисян объявил, что в назначенное время на том же месте он проведет… пресс-конференцию. Такой ход оппозицией уже применялся – против «пресс-конференций» под открытым небом мэрия не возражает, но и интерес к таким мероприятиям не слишком высокий, и практической угрозы они властям не несут.
Прибыв в Ереван, Виктория Нуланд посетила мемориальный комплекс жертвам геноцида армян в Османской империи, 100-летие которого будет отмечаться 24 апреля. На встрече с президентом Сержем Саргсяном она говорила о расширении армяно-американского сотрудничества, о необходимости поиска компромиссного решения по Нагорному Карабаху, получила его заверения и выслушала сетования на то, что азербайджанская сторона не готова к мирному урегулированию, срывает переговорный процесс и в вопросе стабильности в регионе занимает неконструктивную позицию. В частности, давление Баку на Анкару стало не последней причиной того, что процесс нормализации армяно-турецких отношений опять заморожен на неопределенный срок.