Узбекская армия пополнилась американскими бронемашинами. Фото с сайта www.army.mil
США намерены увеличить поставки военной техники в Узбекистан. Об этом сообщил заместитель помощника госсекретаря США по Центральной Азии Дэниел Розенблюм. Вашингтон, по его словам, не может не беспокоить вопрос стабильности в этом регионе, особенно после того, как местные лидеры высказали опасения в связи с рисками, связанными с выводом войск НАТО из Афганистана и конфликтом в Украине. США также гарантируют сохранение режима Ислама Каримова.
В конце минувшего года США начали поставлять в Узбекистан бронемашины класса M-ATV, а также бронированную ремонтно-эвакуационную технику для их поддержки. До конца года Ташкент получит 308 автомобилей и 20 ремонтных машин на общую сумму не менее 150 млн долл.
Переговоры по этим вопросам, по словам Дэниела Розенблюма, «были очень долгими и сложными». Суть новых договоренностей представитель Госдепа не стал раскрывать, заявив лишь, что «поставка военной техники будет осуществляться из нескольких стран, в том числе из США. Из Афганистана технику передавать не будут.
Напомним, что 22 сентября 2012 года конгресс США одобрил возобновление поставок оружия Узбекистану, сняв наложенное в 2005 году эмбарго. Тогда Ташкент посетила делегация во главе с министром Военно-морских сил США Рэем Мабусом. Она определила, в каком именно военном оборудовании нуждается Узбекистан. В так называемый «список Мабуса» вошли средства разминирования, приборы для сканирования местности с воздуха, приборы ночного видения, прослушивающая техника, аппаратура, позволяющая контролировать Интернет. Предполагалось, что Узбекистан может столкнуться с агрессией «Талибана» и военная техника нужна будет для защиты внешней границы страны.
«Американская военно-техническая помощь Узбекистану – фактор вполне ординарный для отношений супердержавы с далеким, но важным регионом, внимание к которому она вынуждена сокращать. Точно так же стремятся действовать и в Москве, например, отправляя 11 февраля с визитом в Никарагуа российского министра обороны Сергея Шойгу», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии, политолог Аркадий Дубнов. По его мнению, вывод основного военного контингента США из Афганистана побуждает Вашингтон к стремлению сохранить военно-политическое влияние в соседних странах для поддержания своих же интересов. «Полагаю, что если бы не особенности автаркического режима в Туркмении, то американцы и Ашхабаду предложили бы военно-техническую помощь. Такой выбор США объясним, ибо Узбекистан и Туркмения, в отличие от Таджикистана, свободны от обязательств в рамках ОДКБ, в которой лидирует Россия, а потому им не нужно согласовывать с ней совместные с США планы в военно-технической сфере», – сказал Дубнов.
Узбекистану, вошедшему в международную контртеррористическую коалицию сразу после 11 сентября 2001 года, удалось установить особые отношения с западными странами, инициировавшими военную операцию против «Талибана» в Афганистане. Результатом сотрудничества стало размещение в Узбекистане военной базы США «Карши-Ханабад» (она прекратила свое функционирование в 2005 году по требованию Ташкента) и использование германскими люфтваффе аэродрома в Термезе, на границе с Афганистаном. В конце минувшего года сотрудничество с Германией было пролонгировано на несколько лет.
При этом официальный Ташкент подчеркивает, что аэродром в Термезе не является иностранной военной базой, размещение таких баз на территории страны было запрещено законодательством Узбекистана после андижанских событий. Подобными формулировками в Ташкенте характеризуют и нынешнее военно-техническое сотрудничество с Вашингтоном, что выглядит убедительным, поскольку баз США в Узбекистане как таковых нет, хотя и есть штаб-квартира НАТО в Ташкенте.
Дэниел Розенблюм также заявил, что «США не хотели бы видеть страны Центральной Азии прибежищем для террористов». «Мы заботимся о стабильности региона. Страны Центральной Азии находятся на перекрестке Азии и Европы, граничат с очень большими и важными странами, с которыми у США сложные отношения. Поэтому поддержание стабильности в странах Центральной Азии входит в наши интересы», – отметил Розенблюм. Он подчеркнул, что власти стран региона, представители бизнеса и НПО обеспокоены возможной дестабилизацией в Центральной Азии. «Во всех странах региона, в которых я побывал за последние шесть месяцев, я услышал ряд сигналов: «мы хотим стабильности», «мы хотим предсказуемости». Они высказывали свои опасения в связи с выводом коалиционных войск из Афганистана и конфликтом в Украине. Они хотят сохранить свою независимость и суверенитет, а также свободу выбора… и не хотят вмешательства в их дела», – сказал Розенблюм.
«Разумеется, сотрудничество Узбекистана с США преследует цель усилить оборонный потенциал перед лицом возможной угрозы из Афганистана. Но процесс сближения Ташкента и Вашингтона можно рассматривать и под углом очевидного смещения военного баланса в пользу Узбекистана в сравнении с отношениями США с другими центральноазиатскими странами, которые, не считая Туркмении, являются членами ОДКБ. Если учесть, что помощник госсекретаря США ссылался также на «обеспокоенность стран Центральной Азии в связи с ситуацией в Украине», то оказываемую помощь Ташкенту можно рассматривать и как конкретную поддержку со стороны Вашингтона в столь непростое время», – сказал Аркадий Дубнов. По его мнению, «этот жест может быть интерпретирован Ташкентом как поощрение Вашингтоном продления президентского срока Ислама Каримова на следующие пять лет, что будет формально закреплено президентскими выборами 29 марта»», – сказал «НГ» эксперт.