Армия должна быть обеспечена всем необходимым, считает Петр Порошенко. Фото Reuters
Украинское правительство со вчерашнего дня ввело режим чрезвычайной ситуации (ЧС) в Донецкой и Луганской областях. Премьер-министр Арсений Яценюк пояснил, что это было сделано «для преодоления последствий боевых действий». В других областях Украины введен режим повышенной готовности. По словам Яценюка, таким образом «создана единая система защиты граждан». Премьер подчеркнул, что предпринятые меры не имеют отношения к режиму военного положения.
Накануне стало известно, что Украина собирается обратиться в Гаагский трибунал с иском о признании ЛНР и ДНР террористическими организациями, а также об ответственности за войну в Донбассе. Готовить соответствующее обращение поручил правительству Совет нацбезопасности и обороны (СНБО) Украины. В Киеве спорят о перспективе таких исков, ведь Верховная рада до сих пор не ратифицировала Римский устав.
Речь идет о заключенном в 1998 году на дипломатической конференции в Риме международном договоре. Согласно ему был создан Международный уголовный суд, который обычно называют Гаагским трибуналом. Украина и Россия подписали договор в 2000 году, однако до сих пор не ратифицировали его.
Процесс ратификации в Верховной раде был остановлен в 2001 году определением Конституционного суда Украины, который признал, что Римский устав противоречит Конституции страны. В украинском Основном законе указано, что все преступления, совершенные на территории Украины, подпадают под юрисдикцию национальных судов. Другая статья Конституции содержит перечень всех судов, действующих в стране. А Римский устав предоставляет Международному уголовному суду юрисдикцию на территории государств, ратифицировавших этот документ.
О несоответствии вспомнили в конце февраля 2014 года, когда после бегства президента Виктора Януковича Верховная рада собралась обратиться в суд в Гааге по поводу расстрела сотни людей на майдане. В парламенте зазвучали призывы ратифицировать Римский устав, но оказалось, что вначале нужно внести изменения в Конституцию. Год назад планировалось вообще принять новый Основной закон, в котором предполагалось сразу учесть право Международного уголовного суда на юрисдикцию на территории Украины. Однако планы не были реализованы.
В середине января сего года группа из 155 депутатов уже нового парламента зарегистрировала обращение о ратификации Римского устава. Планируется, что параллельно начнется процесс внесения поправок в действующую Конституцию. Правда, по закону любые конституционные изменения должны быть утверждены несколькими голосованиями конституционного большинства (не менее 300 голосов) Верховной рады. Голосования должны проводиться в течение не одной, а двух парламентских сессий. То есть, если даже сейчас украинские депутаты проголосуют за поправки в Конституцию, окончательно процесс будет завершен примерно к осени.
Некоторые юристы в Киеве отмечают, что это не помешает украинскому правительству обратиться в Гаагский трибунал уже сейчас. По их словам, существуют две возможности. Во-первых, суд может как исключение принять отдельный иск в виде заявления со стороны страны, не ратифицировавшей Римский устав. Во-вторых, прокурор Международного уголовного суда может сам инициировать предварительное расследование. В том и другом случае началу процедуры должно предшествовать признание международными организациями факта совершения преступления, подпадающего под юрисдикцию Гаагского трибунала. В его компетенцию входит уголовное преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления против человечности и агрессию.
В отношении первого обращения украинского парламента, связанного с расследованием событий на майдане, суд счел возможным в апреле начать процедуру предварительного расследования. Что касается событий в Донбассе, в которых украинская власть обвиняет Россию, то здесь могут возникнуть сложности, отмечают эксперты. Ранее судья Международного уголовного трибунала по расследованию событий в бывшей Югославии Владимир Василенко пояснил украинским СМИ: «В Гааге расположены два постоянно действующих органа – Международный суд ООН и Международный уголовный суд (МУС). Первый является главным судебным органом ООН и рассматривает межгосударственные споры. Для того чтобы спор был рассмотрен этим судом, необходимо, чтобы все стороны спора обратились к нему. Что же касается МУС, то это орган, который не рассматривает межгосударственные дела. Он рассматривает дела в отношении физических лиц, совершивших международные преступления».
Поскольку российская сторона не признает своего участия в конфликте на востоке Украины, а Киев официально именует происходящее антитеррористической операцией, нет оснований обращаться в суд ООН. Вероятно, украинскому правительству придется подать иск в Международный уголовный суд. В поручении, которое СНБО дал кабинету министров, не упоминается Россия, иск направлен против террористов, чьи имена тоже не называются. Судя по тому, что Киев намерен попросить Гаагский трибунал признать ЛНР и ДНР террористическими организациями, обвинения предполагается предъявить политическим лидерам самопровозглашенных республик.
Но для внутреннего пользования украинская власть обнародует громкие заявления с обвинениями в адрес России. На заседании СНБО в воскресенье президент Петр Порошенко заявил, что у Украины есть неопровержимые доказательства поддержки Россией террористов в Донбассе и причастности РФ к субботнему обстрелу Мариуполя. Вчера руководитель СБУ Валентин Наливайченко на брифинге заявил, что задержанный корректировщик огня по Мариуполю Валерий Кирсанов дал показания: «По свидетельствам Кирсанова, массовое убийство мирных жителей Донбасса осуществляла российская артиллерийская батарея под командованием российского офицера». Отвечая на вопрос, он отметил, что на сегодня СБУ арестовала 41 гражданина РФ, обвиняемых в террористической деятельности на территории Украины. Но заявление Наливайченко не доказывает, что государство Россия участвует в войне.
Директор по научному развитию Центра политико-правовых реформ Николай Хавронюк недавно заявил на пресс-конференции в «Главкоме», что все попытки Киева провести необходимые решения через Совбез ООН обречены на провал. Российская сторона, имеющая право вето, блокирует голосования. И хотя представители Запада поддерживают Украину, они вынуждены принять официальную позицию российской стороны о непричастности к событиям в Донбассе.
Попытка переложить на Гаагский трибунал выяснение вопроса, кто является террористом в Донбассе, тоже может потерпеть неудачу. Ведь расследованием должна заниматься украинская сторона, которая пока не может поставить точку даже в следствии по делу о расстреле участников акций протеста на майдане.
Неделю назад в Киеве с трехдневным визитом побывала делегация Международной федерации за права человека (FIDH), которая является одним из основателей Международного уголовного суда. По сообщению украинского Центра информации о правах человека, представители делегации встречались как с официальными лицами, так и с общественными деятелями и правозащитниками. Речь шла о ратификации Римского устава и о расследовании преступлений, подпадающих под юрисдикцию Международного уголовного суда. Член делегации, адвокат Мартин Прадель подтвердил, что расследованием событий на майдане, в Крыму и в Донбассе должны заниматься украинские правоохранительные органы, а Международный уголовный суд может лишь помогать им в этом при возникновении проблем. Правда, он отметил, что международные механизмы могут быть включены в том случае, если национальные органы не справляются из-за низкой квалификации кадров, проблем с юридическими инструментами или отсутствия политической воли.
Вопрос в том, что времени ждать нет у жителей Украины, оказавшихся в зоне конфликта. По данным украинской стороны, вчера продолжались попытки сил ДНР атаковать Мариуполь, хотя сам город после субботних событий больше не обстреливался. Под артиллерийским огнем продолжали находиться Станица Луганская, Пески, Дебальцево, Авдеевка Донецкой области, а также Счастье и Попасная Луганской области.
Луганский губернатор Геннадий Москаль вчера заявил, что обстрелу подверглось село Троицкое Попаснянского района Луганской области (рядом с Дебальцевом Донецкой области), в котором в момент обстрела находилась сотня детей. «Мы должны как можно быстрее вывезти их в безопасное место», – сказал Москаль.
В то же время стало известно, что подчиненная Киеву власть Донецкой области не может эвакуировать детей из обстреливаемых «Градами» поселков Марьинка и Красногоровка. Начальник областного управления милиции Вячеслав Аброськин сообщил, что детей планировалось увезти в Днепропетровскую область вчера утром, но из-за постоянного огня сделать это не удавалось.
Украинские военные сообщали, что силы ДНР и ЛНР перегруппировались, пополнили запасы и подготовились к наступлению. Ситуация накалилась до предела. Вечером в воскресенье канцлер Германии Ангела Меркель сделала еще одну попытку возобновить перемирие в зоне конфликта: она поговорила по телефону с президентами РФ и Украины. По данным информагентств, Меркель убеждала российского лидера повлиять на самопровозглашенные республики. А президент Франции Франсуа Олланд, тоже в воскресенье позвонивший Петру Порошенко, собирался поговорить с Владимиром Путиным вчера.
Эксперты в Киеве считают ситуацию патовой: Украина и ее партнеры требуют от России повлиять на вооруженные силы ЛНР и ДНР, а Россия, в свою очередь, требует от Запада повлиять на Украину. В этих спорах тонет вопрос о том, кто виновен в ситуации.
Киев