Белорусских солдат благословляют на ратный подвиг. Фото Reuters
С 1 февраля в Белоруссии вступает в силу новая редакция Закона «О военном положении». Анализируя нормы документа, эксперты говорят, что в нем «прописан крымский сценарий». Власти утверждают, что их настораживает активизация сил НАТО у белорусской границы. Так с кем же собирается воевать Белоруссия, задается вопросом местная общественность.
Новую редакцию Закона «О военном положении» парламент одобрил в декабре. Накануне вступления в силу документ был опубликован на национальном правовом интернет-портале. Местные СМИ запестрели перечислением новелл. Первое, на что обратили внимание аналитики, – появление нормы «о направлении другим государством вооруженных групп, иррегулярных сил или подразделений регулярных войск» на территорию республики.
В этом случае власть имеет основания для того, чтобы ввести в стране военное положение, гласят новые нормы. «По сути, эта формулировка описывает известный феномен «зеленых человечков» – так в аннексированном Крыму называли российских военных без знаков отличия», – сделали вывод местные эксперты.
Аналогичные ассоциации у них вызывает еще одна новая норма вышеупомянутого закона. Отныне основанием для введения военного положения признается «концентрация вооруженных сил другого государства (государств) вдоль белорусской госграницы».
Одновременно с этим Минобороны Белоруссии заявило о «нарастании интенсивности боевой подготовки». Военное ведомство поясняет, что учения связаны с очередным призывом на срочную военную службу. «Всего в конце 2014 года Вооруженные силы пополнились примерно 7 тыс. военнослужащих», – уточняют там. При этом в соответствующем пресс-релизе Минобороны не преминуло напомнить, что «завершение 2014 года было ознаменовано небывалой по масштабам активностью прибалтийских государств по интенсификации мероприятий оперативной и боевой подготовки». «Альянс планомерно сосредотачивает у границ Республики Беларусь дополнительные воинские контингенты, оснащенные тяжелым вооружением», – констатирует Минобороны. «Республика Беларусь не вправе игнорировать изменения военно-политической обстановки в регионе, несущие в себе дополнительные риски, вызовы и угрозы военной безопасности государства», – объясняют там.
В эти же дни некоторые оппозиционные СМИ со ссылкой на очевидцев и участников событий сообщили, что в стране идет массовый призыв резервистов. В частности, речь шла о Гродненской и Брестской областях. «Военный лагерь для солдат и офицеров, призванных из запаса, развернут на юге Брестской области, туда уже направились военнослужащие из Бреста для организации учений и сборов. Мотивируется все тем, что надо противодействовать НАТО, которое активизирует деятельность в Польше», – рассказывают эти источники. По не подтвержденной пока информации, аналогичная ситуация и в других областях.
Цепочка событий, имеющих отношение к военной теме, дала основания местным аналитикам говорить о том, что Белоруссия готовится к отражению некой военной агрессии. Справедливости ради заметим, что тема не так уж и нова для Белоруссии – нынешняя власть всегда любила побряцать оружием. Чего стоят одни только военные парады в День независимости либо День Победы. Пару лет назад «НГ» писала о планах Александра Лукашенко создать территориальную армию. «Не исключаю, что впереди у нас могут быть непростые времена», – объяснял тогда президент ее необходимость. Тогда же в качестве врага безоговорочно фигурировал Запад, который хочет «расшатать ситуацию в Белоруссии, отрезать ее от активного участия в международных общественно-политических процессах, а затем включить в сферу своего влияния». Свою роль в военном настроении белорусского лидера сыграли и арабские революции, которые как раз гремели.
Тогда местные эксперты скептически отнеслись к словам Лукашенко и заявили, что военная мощь ему нужна для подавления «внутреннего врага» – всех несогласных и политических противников. Такой фактор нельзя исключать и в настоящее время, ведь в ноябре – очередные президентские выборы. Правда, все же чаще высказывается мнение, что у Белоруссии появился новый и опасный враг – Россия. «Лукашенко примеряет украинскую ситуацию на себя и видит со стороны Москвы реальную угрозу», – говорил еще летом белорусский политолог Валерий Карбалевич. Да и сам белорусский лидер неоднократно высказывался о том, что лично оказал бы противодействие любому, кто с агрессорскими целями пришел бы в Белоруссию. «Почему не защищали свою землю? Я в страшном сне (не дай Бог!) представляю себе, что это могло произойти с Беларусью... Вы знаете, если бы даже наши военные поступили так, как украинские, сидели, как мыши под веником, на своих базах (это, конечно, трудно представить в Беларуси!), я первый в одиночку пошел бы воевать», – говорил он в интервью украинской телепрограмме «Шустер Live», оценивая захват Крыма Россией.
Минск