Белорусских изданий может стать меньше. Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Официальный Минск прореагировал на теракт в редакции французского журнала Charlie Hebdo, хоть и с некоторым опозданием. Министерство информации ранее не запрещало местным СМИ перепечатывать карикатуры, стоившие жизни французским журналистам, однако постфактум намерено «проанализировать» их «реакцию» на теракт в редакции и «подвергнуть общественному порицанию» тех, кто в знак солидарности перепечатал карикатуры.
«Сейчас мы будем анализировать реакцию отдельных наших средств массовой информации. В знак солидарности определенные СМИ тоже опубликовали карикатуры. А надо ли было? Какие карикатуры? Думаю, должна быть общественная оценка, общественное порицание. Нужно всю власть употребить, чтобы не допускать терроризма в какой бы то ни было стране», – высказалась министр информации Лилия Ананич по поводу темы, которую уже три недели обсуждает весь мир. «Мы всегда должны думать о том, как отзовется наше слово», – уверена она. Белорусский министр считает, что журналисты Charlie Hebdo сознательно ходили «по лезвию ножа». Из ее слов следовало, что творчество карикатуристов французского издания она считает экстремизмом. Как, впрочем, и действия тех, кто в знак солидарности перепечатал карикатуры, ставшие камнем преткновения.
Министр не уточнила, как будет выглядеть обещанное «общественное порицание», однако напомнила, что в 2006–2008 годах уже имел место случай, когда одно белорусское издание проявило солидарность с датскими коллегами из Jullands Posten. Тогда карикатуры на пророка Мухаммеда были опубликованы именно в нем. «Была очень жесткая адекватная реакция государства, – напомнила Лилия Ананич. – Ответственный за публикацию понес наказание – решение суда: три года лишения свободы». «Государство должно пресекать в самом зародыше проявления экстремизма», – уверена министр.
Уточним, что белорусская газета, о которой вспомнила министр,– это негосударственное издание «Згода». «Ответственный» – выпускающий редактор издания Александр Сдвижков. Его судили по ч. 2 ст. 130 Уголовного кодекса Белоруссии за «разжигание расовой, национальной или религиозной вражды, совершенное должностным лицом с использованием своих служебных полномочий». Иск тогда выставил председатель религиозного объединения «Духовное управление мусульман Республики Беларусь» муфтий Исмаил Воронович. Газета была закрыта решением Верховного суда Белоруссии. История с карикатурами тянулась около трех лет. Александр Сдвижков даже «скрывался от правосудия».
Тогда, как и теперь, события в Дании вызвали широкий общественный резонанс во всех странах мира. Преследования журналистов также имели место. Однако приговор белорусскому «виновнику» оказался даже жестче тех, которые были вынесены в мусульманских странах. Местные СМИ приводили в пример ситуацию в Иордании и Йемене. В первом случае журналисты за перепечатку карикатур были приговорены к двум месяцам тюрьмы, но выпущены под залог в зале суда. Во втором – главный редактор газеты Al-Rai Al-Aam («Общественное мнение») был осужден на год лишения свободы, но генеральный прокурор отменил это решение, назвав его слишком жестоким.
Местные эксперты официальной позицией не удивлены. Причем дело, по их мнению, вовсе не в трепетном отношении к чувствам верующих. Президент Александр Лукашенко все годы своего правления выстраивал систему контроля СМИ таким образом, чтобы закрыть можно было любого и за любые прегрешения. Не так давно «НГ» писала, что для этого достаточно двух предупреждений от Мининформа. В связи с такой политикой в Белоруссии почти не осталось негосударственных печатных СМИ – одни закрылись, другие ушли в Интернет.
Теперь в белорусской медиасфере начинается новый этап. С 1 января этого года в силу вступили поправки в закон о СМИ, которые приравнивают информационные интернет-ресурсы к СМИ. Собственно говоря, именно этому нововведению была посвящена онлайн-конференция Лилии Ананич на сайте госинформагентства БЕЛТА, где она высказалась в отношении французских карикатуристов. Как сообщила министр информации, в настоящее время сотрудники министерства усиленно мониторят интернет-ресурсы «на предмет распространения противоправной информации». Редакции и журналисты нервно ждут результатов и не сомневаются, что главная причина такого пристального к ним внимания – приближающиеся президентские выборы (назначены на 15 ноября). В стране много экономических проблем, уровень жизни падает, и государству очень нужно, чтобы об этом никто не писал. Показательно, что со дня начала валютного кризиса (19 декабря) и в течение текущей недели не работали основные негосударственные информационные ресурсы.
Минск