Депутаты Верховной рады рискуют попасть в черный список исполнительной власти. Фото Максима Никитина/ТАСС
Верховная рада, отражая мнение общества, стала задавать неудобные вопросы исполнительной власти. Но пока не идет на открытый конфликт. Ведь те, кто не поддерживает предложения президента или правительства, рискуют прослыть в Украине «агентами Кремля».
Показательной ситуация в парламенте была вчера, когда на рассмотрение депутатов поступил приказ президента об очередной волне частичной мобилизации. Петр Порошенко, анонсируя решение, заявил, что, по его информации, российские спецслужбы попытаются сорвать мобилизацию. Этот тезис, представляя депутатам законопроект о мобилизации, повторил и секретарь Совета нацбезопасности и обороны Александр Турчинов. Он прямо заявил, что голосование поможет выявить «агентуру Кремля».
Публично против выступил только «Оппозиционный блок», представитель которого Юрий Бойко заявил, что фракция поддержит решение о мобилизации в том случае, если его действие будет распространяться на сотрудников президентской администрации, членов кабинета министров и депутатов парламента. Турчинов счел, что бывшие соратники Виктора Януковича подобными выпадами прикрывают собственную трусость и помогают врагу.
Но голосование показало, что не только «Оппозиционный блок» может быть признан «вражеской агентурой»: за законопроект о мобилизации проголосовали 268 депутатов (при 226 голосах, необходимых для утверждения решения), но правящая коалиция насчитывает 302 человека. Некоторые из них, как и многие внефракционные депутаты, не поддержали решение.
В Киеве спорят о причинах. В ходе обсуждения документа в зале звучали вопросы о способности государства обеспечить мобилизованных всем необходимым, начиная от амуниции и средств защиты и заканчивая современным оружием, а также об эффективности системы командования войсками. Турчинов, отвечая, заверил, что эти вопросы будут решены. И, кстати, отметил, что в парламент поступил законопроект, разрешающий мобилизацию представителей власти, в частности депутатов. Он также сказал, что украинская власть намерена учесть ошибки предыдущих трех волн частичной мобилизации: на сей раз четко решено освободить от мобилизации такие категории граждан, как студенты, аспиранты, главы многодетных семей и др.
Те, кого призовут, не будут направлены в зону боевых действий, пока не пройдут полный курс подготовки. Председатель парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Пашинский позже уточнил: «Еще раз хочу обратиться ко всем матерям: призывники не будут отправляться в зону АТО. Точка. На фронт будут отправлять только людей с боевым опытом, которые прошли боевое слаживание и которые в большинстве своем будут контрактниками. Все остальное – это пиар и демагогия». Верховная рада планирует повысить призывной возраст с 18 до 20–27 лет.
Вчера вечером депутаты собирались рассмотреть еще два законопроекта, связанных с мобилизацией: один – о повышении социальной защиты военнослужащих, второй – об ужесточении ответственности военнослужащих и предоставлении командирам дополнительных прав. Не исключалось введение уголовной ответственности с наказанием в виде лишения свободы для тех, кто уклоняется от призыва и мобилизации, а также для тех, кто отказывается выполнять приказы.
Антитеррористическая операция на востоке Украины продолжается. Фото Reuters |
Секретарь СНБО в своем выступлении четко обозначил, к чему готовится Украина. «Возможны два основных сценария. Первый – это возобновление врагом широкомасштабных военных действий и наступление при активном участии Вооруженных сил РФ, следствием чего может стать полномасштабная континентальная война», – сказал Турчинов. Второй сценарий, по его словам, предполагает «активизацию террористической деятельности и превращение противостояния в длительный вооруженный конфликт с истощением экономического, военного и морально-психологического потенциала Украины и созданием условий для уничтожения украинской государственности». Он публично назвал число войск и техники противника в Донбассе и на границе с Украиной.
Эксперты в Киеве отмечают, что Порошенко избегает упоминать Россию в последних выступлениях, связанных с ситуацией в Донбассе. А Турчинов, напротив, заявил: «Российская агрессия продолжается. В последние дни ситуация в Донбассе резко ухудшилась, количество обстрелов увеличилось».
Политолог, руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала в комментарии «НГ» признал несоответствия в политических заявлениях украинских лидеров. И отметил, что это порождает вопросы и у депутатов, и у общества. «Верховная рада отражает настроения людей, которые избрали депутатов. Ее можно назвать наиболее прогрессивной из всех ветвей власти. Но и она запаздывает с ответами на вопросы, волнующие общество», – сказал эксперт.
Угрозы проведению мобилизации связаны сейчас не с тем, что украинцы не желают защищать территорию и государственность своей страны, а с тем, что власть не называет вещи своими именами. Заявляя в публичных выступлениях о том, что на востоке Украины ведется война, политические лидеры не рискуют ввести военное положение и юридически именуют боевые действия антитеррористической операцией.
Цели ее тоже до конца не ясны: украинские политики заверяют, что не станут силой освобождать территории, которые считаются оккупированными, хотя ЛНР и ДНР в Украине признаны террористическими организациями. При этом Порошенко за два дня до объявления о мобилизации в интервью заявил, что готов предоставить Донбассу особый экономический статус с возможностью вести самостоятельную политику в отношениях с ЕС и РФ. Адресат этого сообщения не был назван – то ли это Россия, которая официально не является воюющей стороной, то ли не признанные Киевом ЛНР и ДНР, то ли жители территорий, подчиненных ЛНР и ДНР. Предложение повисло в воздухе, как и вопрос о том, с кем и за что на самом деле Украина воюет в Донбассе: де-юре звучит одно, в политических заявлениях – другое.
Политолог Виталий Бала считает, что такое несоответствие возникает по той причине, что многие процессы проходят не в публичной плоскости. «Чисто технические вопросы, связанные с обеспечением и численностью армии, могут обсуждаться в закрытом режиме по соображениям национальной безопасности. Это касается и деталей нынешнего этапа частичной мобилизации. Но есть и другие – политические и дипломатические линии, о которых рано говорить публично. Скажем, многое будет зависеть от того, признает ли Европа ЛНР и ДНР террористическими организациями. Это изменило бы всю логику событий», – сказал эксперт, отказавшись спрогнозировать, привело бы такое решение к скорейшему урегулированию ситуации или к обострению противостояния вплоть до открытой войны с Россией, которая может вступиться за ЛНР и ДНР.
Киев