Общественность Армении взбудоражена убийством в Гюмри. Кадр из видео с сайта www.police.am
Рядовой 102-й российской военной базы, дислоцированной в армянском городе Гюмри, Валерий Пермяков был задержан во вторник утром пограничниками вблизи армяно-турецкой границы, которую, похоже, намеревался пересечь. Накануне он расстрелял семью Аветисянов – жителей Гюмри. Погибли шесть человек. Единственный уцелевший – полугодовалый младенец – в тяжелом состоянии помещен в городскую больницу.
Преступление было совершено в понедельник утром, около 6 часов. Ближайшая соседка Аветисянов поведала следствию, что проснулась примерно в это время – показалось, что землетрясение. «Посмотрела в окно. Дома у Аветисянов вроде было какое-то движение, и я решила, что они тоже проснулись от толчков», – сообщила она.
Это застарелая болезнь гюмрийцев – просыпаться от реального или мнимого землетрясения. Город был полностью уничтожен катастрофической стихией в декабре 1988 года. Прошло более четверти века, а спокойный сон к пережившим трагедию людям так и не вернулся. Между тем в соседнем доме произошли страшные события.
Днем соседи обратили внимание, что у Аветисянов необычно тихо – никто не выходит во двор, не слышно голосов, и, естественно, не могли не заинтересоваться такой странностью. Открывшаяся картина ужаснула: шесть расстрелянных человек – большинство во сне в своих кроватях, истекающий кровью младенец, брошенный автомат Калашникова, разбросанные отстрелянные гильзы, военные сапоги и форма с фамилией ее хозяина, очевидно, после совершения преступления переодевшегося в гражданскую одежду убитых. В считаные минуты выяснилось, что военную базу покинул рядовой срочной службы Валерий Пермяков, оставивший ночью караульный пост.
Все транспортные узлы Армении и дороги в понедельник были взяты под повышенный контроль. Особое внимание уделено межгосударственным трассам – проверялись буквально все транспортные средства. Поимка беглого солдата представлялась лишь вопросом времени – человеку с ярко выраженной славянской внешностью трудно скрыться в моноэтнической закавказской республике.
Пока шли поиски Пермякова, МИД и Минобороны РФ выразили соболезнование властям и народу Армении, а из Москвы для участия в расследовании преступления был командирован замминистра обороны России, бригадный генерал Аркадий Бахин. Дело под личный контроль взял президент Армении Серж Саргсян.
Валерий Пермяков был задержан почти через сутки после совершения преступления у села Баяндур, в армяно-турецком приграничье. Сопротивления он не оказал, сразу сознался в содеянном и стал давать показания. Они, по просочившейся информации, довольно путаные и могут свидетельствовать о некой неадекватности Пермякова. Задержанный якобы рассказал, что заскучал на посту, решил прогуляться, захотелось воды, постучался в первый же дом – дверь не открыли, и он попытался проникнуть внутрь, из-за шума кто-то проснулся и… В Гюмри, однако, ходят слухи о том, что Пермяков якобы хотел пить, но отнюдь не воду, и был негостеприимно встречен одним из Аветисянов, что тоже понятно – 6 утра. После этого и могла разгореться ссора, обернувшаяся убийством. Впрочем, происхождение «алкогольной версии» – на совести ее анонимных авторов, поскольку свидетелей преступления нет, а есть лишь показания самого убийцы.
Прокурор Ширакской области Армении Раффи Асланян сообщил журналистам, что против Валерия Пермякова на данном этапе возбуждено два уголовных дела: одно правоохранительными органами РФ, второе – Армении. «Они будут объединены в одно производство, после чего будет решен вопрос юрисдикции дела, то есть кто именно – Армения или Россия, будут его расследовать», – сказал Асланян, сообщив также, что задержанный дал показания в рамках уголовного дела, возбужденного российскими правоохранителями.
Первый заместитель начальника полиции Армении Унан Погосян, возглавляющий созданную для расследования оперативную группу, заявил журналистам, что «российская сторона склоняется к тому, чтобы следствие вели мы, поскольку инцидент произошел на нашей территории и речь идет о тягчайшем преступлении». «В течение дня состоится беседа между прокурорами двух стран, и вопрос будет решен», – отметил Унан Погосян. По его словам, задержанный Пермяков находился в Гюмри чуть более месяца, сослуживцы отзываются о нем как о нормальном человеке, «однако его внешний вид свидетельствует о наличии определенных проблем». «Ответы даст экспертиза», – заявил Погосян.
Член Совета старейшин (городского законодательного органа) Гюмри, руководитель пресс-клуба «Аспарез» Левон Барсегян, комментируя произошедшее «НГ», в первую очередь отметил, что никто в городе не рассматривает преступление как имеющее этнический подтекст. «Однако в то же время к руководству военной базы накопились вопросы, на которые мы хотим получить ответы», – сказал «НГ» Барсегян. По его словам, это не первый случай гибели гюмрийцев, связанный с дисциплиной на российской военной базе.
Несколько лет назад двое военнослужащих, будучи в нетрезвом состоянии, устроили прогулку по городу, постреливая из автоматов в разные стороны. В результате 2 человека погибли, более 10 получили ранения разной степени тяжести. «Нам ничего не известно о том, понесли ли они какое-то наказание – их просто увезли в Россию. Также не знаем, понес ли кто-то ответственность за то, что не так давно на полигоне российской базы погибли два подростка, собиравшие металлолом, – полигон, где проводятся стрельбы и иные учения, практически не охраняется, а неразорвавшиеся снаряды, как показала эта трагедия, оттуда не вывозятся», – сказал «НГ» Левон Барсегян.
«Российская военная база у нас – это не первый и не последний случай дислоцирования иностранных войск на чужой территории. У гюмрийцев с российскими военными всегда были хорошие отношения – многие местные жители работают на базе. Но в последнее время поведение россиян не всегда похоже на поведение союзников по оружию», – сказал Барсегян. Что же касается дела об убийстве семьи Аветисянов, то трудно найти хоть какую-то логику в действиях задержанного солдата, который прошел несколько километров в поиске развлечений, избрал для них один из самых непрезентабельных кварталов Гюмри, вломился в дом на его задворках, а поссорившись с хозяином, расправился со всей семьей, не пощадив даже младенца, – проткнул его штык-ножом, когда автомат дал осечку.