Александр Турчинов убедил Петра Порошенко в том, что только сильная армия может стать аргументом для России. Фото РИА Новости
Верховная Рада вчера расширила полномочия Совета нацбезопасности и обороны (СНБО), главой которого является президент Украины. При этом повышается и роль секретаря СНБО. В середине декабря Петр Порошенко назначил на эту должность Александра Турчинова. Депутаты, поддержавшие законопроект, утверждают, что усиление роли СНБО равнозначно созданию в Украине ставки Верховного главнокомандующего. То есть Киев хочет быть готовым к войне в любой момент.
Александр Турчинов в первом же интервью на посту секретаря СНБО сказал агентству «ЛигаБизнесИнформ», что Украине не стоит особо надеяться на урегулирование ситуации в Донбассе в формате Минских переговоров. «Россия действует подло. Россия напала, когда мы были слабы, как никогда, – фактически в стране не было реальной власти. Они напали тогда, когда не было боеспособной армии, был полный развал силовых структур. Они, как шакалы, ударили в спину», – сказал Турчинов, вспоминая события весны, когда он в должности председателя Верховной Рады несколько месяцев исполнял обязанности главы государства. Говоря о планах, Турчинов отметил: «Единственный механизм заставить их (Россию. – «НГ») выполнять договоренности, в том числе Минские, заставить освободить захваченные территории – это сильная армия и сильная страна. Другого механизма нет. Я не верю в дипломатию в отношении РФ. Не верю, что они уйдут, испугавшись давления наших союзников. Только сильная украинская армия заставит их убраться с нашей территории».
Исходя из такого настроя, новый секретарь СНБО попросил больше полномочий.
Часть пропрезидентской фракции в Верховной Раде, а также некоторые бойцы и командиры украинских батальонов на востоке, избранные депутатами, сочли запросы Турчинова обоснованными. Президентская администрация подготовила соответствующий законопроект. Необходимость его принятия связали не только с войной в Донбассе, но и с тем, что в данный момент функции СНБО не соответствуют Конституции в редакции 2004 года. При президенте Януковиче действовала подправленная Конституция времен Кучмы, и полномочия всех органов власти были выписаны в соответствии с ней. Теперь потребовалось согласовать нормы закона об СНБО с нормами Конституции-2004, действие которой депутаты возобновили в феврале после бегства Януковича.
Новый законопроект впервые обсуждался в Верховной Раде 23 декабря, но вызвал критику и не получил поддержки. Даже члены правящей коалиции указали на опасность очередного усиления президентской власти. Ведь в законопроекте Совет нацбезопасности и обороны наделялся полномочиями координировать и контролировать деятельность всех органов власти, включая правительство. А в Конституции сказано, что правительство подотчетно и подконтрольно Верховной Раде и что премьер-министр является главой исполнительной власти Украины. После принятия нового закона об СНБО все рычаги управления государством может сконцентрировать в своих руках президент. Причем контроль может быть тотальным, ведь любая сфера деятельности, от экономики и финансов до образования и медицины, так или иначе связана с национальной безопасностью.
Согласно новому закону, президент наделяется правом назначать в состав СНБО не только должностных лиц, список которых определен Конституцией, но и других людей по своему усмотрению. При этом решения СНБО, которые ранее носили скорее рекомендательный характер, теперь становятся обязательными. До сих пор процедура предполагала, что решения СНБО подаются на утверждение главы государства, который вносит их на рассмотрение Верховной Рады. Теперь же СНБО может самостоятельно принимать решения, обязательные к исполнению.
Верховная Рада вчера обсуждала ситуацию на востоке страны. Фото с сайта www.rada.gov.ua |
Лидер «Правого сектора», избранный в октябре депутатом Верховной Рады, Дмитрий Ярош считает, что в условиях войны усиление полномочий СНБО является оправданным. «Новый закон о Совете национальной безопасности и обороны фактически создает в Украине ставку Верховного главнокомандующего для борьбы с внешней агрессией, для восстановления территориальной целостности», – сказал он изданию «Цензор.Net». Депутаты из фракции «Самопомощь» заявляли с трибуны парламента, что перекос в системе полномочий не поможет скорее закончить войну, а может привести как к борьбе за власть, так и к злоупотреблениям раздутыми полномочиями.
В среду в законопроект были внесены косметические правки: в ряде статей появилось дополнение о том, что действия СНБО ограничиваются нормами Конституции. В этой редакции документ вчера был во второй раз внесен на рассмотрение и получил поддержку 253 депутатов (при необходимых 226 голосах). Руководитель Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко сказал «НГ»: «С учетом поправок это абсолютно нормальный документ. Противоречия между органами власти могут возникать, но это не зависит от данного закона. Считаю, что дополнительных рисков он не создает».
Военные эксперты отмечают, что усиление роли СНБО может способствовать урегулированию конфликта в Донбассе в том случае, если этот шаг будет сопровождаться другими мерами. Эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения сказал «НГ», что в январе в Украине должны быть приняты новая Стратегия нацбезопасности и новая Военная доктрина. От их содержания и от того, какие средства на реализацию этих документов будут выделены в госбюджете на следующий год, по его мнению, зависит ответ на вопрос, способна ли будет страна бороться за целостность территории.
Директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский в интервью украинскому изданию «Взгляд» отметил, что на данный момент новый закон создает «непонятный треугольник» власти: президент, премьер-министр, секретарь СНБО. Но развитие ситуации будет зависеть как от целей и согласования действий названных должностных лиц, так и от реформы всего сектора нацбезопасности Украины. До сих пор СНБО свою роль не выполнял в полной мере, а в условиях угроз 2015 года Украине нужен дееспособный орган, которой может координировать деятельность всех структур государственной власти, отметил он.
Военные эксперты исходят из того, что угроза войны не снята с повестки дня. Вчера в Киеве отмечали, что первый раунд очередного этапа Минских переговоров превратился в затягивание времени. Участники встречи, которая прошла в закрытом для прессы режиме, договорились не комментировать ее итоги. Однако источники «НГ» утверждают, что даже решение тактических вопросов – прекращение огня, отвод тяжелой техники, обмен пленными – упирается в неуступчивость сторон в стратегическом смысле. «Россия по-прежнему не признает своего участия в конфликте, ДНР и ЛНР, как и раньше, требуют независимости и при этом хотят, чтобы их содержали за счет украинского бюджета. Украинская сторона настаивает на выводе российских войск и на территориальной целостности Украины без всяких квазиавтономий, управляемых из Москвы. Насколько легко и о чем можно договариваться в таких условиях – сами понимаете», – сказал «НГ» один из источников.
Вчера предполагалось, что второй раунд встречи может состояться в Минске сегодня, но к моменту сдачи номера в печать официального подтверждения этой информации не было. В Киеве говорили о том, что, даже если переговоры пройдут успешно, это позволит разрядить атмосферу на некоторое непродолжительное время. Уже в конце зимы ситуация может снова обостриться, сказал «НГ» военный эксперт Валентин Бадрак. Усиление полномочий СНБО и его секретаря может быть использовано, например, для введения военного положения. Сейчас все чиновники в Киеве заверяют, что об этом речь пока не идет.
Киев