Фото Reuters
Россия спишет Узбекистану долг в размере 865 млн долл., предоставит возможность для создания зоны свободной торговли (ЗСТ) с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), а российская компания ЛУКОЙЛ вложит до 2039 года в проекты в Узбекистане около 5 млрд долл. Таковы главные итоги визита президента РФ Владимира Путина в Ташкент.
Как сообщила вчера «НГ», акцент на переговорах президентов России и Узбекистана Владимира Путина и Ислама Каримова был сделан на экономической составляющей, а чисто политическая тематика задвинута на второй план. Тенденция к укреплению взаимодействия между двумя странами была заметна давно, притом что плохими, вопреки мнению ряда наблюдателей, отношения никогда и не были. На долю России устойчиво приходится более четверти узбекистанского внешнеторгового оборота, и сам Узбекистан устойчиво входит в число крупнейших экономических партнеров России.
В среду Путин и Каримов подписали соглашение об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств, сообщил Интерфакс с церемонии подписания. Россия простила Узбекистану долг в 865 млн долл., который образовался в первой половине 1990-х годов. Тогда Узбекистан, выйдя из рублевой зоны, продолжал получать в рассрочку и по иным льготным схемам российские товары и технику. Образовавшаяся задолженность впоследствии была переоформлена в кредит. Еще 25 млн долл. Ташкент погасит самостоятельно. Соответствующий документ подписали министр финансов РФ Антон Силуанов и первый заместитель премьер-министра, министр финансов Узбекистана Рустам Азимов.
Списание долга позволит открыть новые кредитные линии, в частности, в области торговли оружием, заявил в преддверии переговоров помощник президента РФ Юрий Ушаков. Уже в ходе переговоров Владимир Путин выразил надежду на то, что развитие военно-технического сотрудничества (ВТС) будет поддерживаться с обеих сторон. Ислам Каримов подтвердил, что «выступает за планомерное расширение контактов в этой важной сфере, прежде всего путем реализации ранее подписанных долгосрочных программ».
«Военно-техническое сотрудничество всегда занимало особое место. Вопреки стереотипам, армия и силовые структуры Узбекистана все постсоветское время предпочитали российское вооружение, не соблазняясь предложениями перейти на стандарты НАТО. ВТС и в ходе нынешнего визита Владимира Путина было уделено особое внимание. Это легко объяснимо не только торговыми интересами: даже в 90-х годах обе страны объединяли вопросы обеспечения безопасности в свете афганской проблемы», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев.
Ситуации в Афганистане президенты уделили время и в ходе состоявшихся переговоров. Переформатирование американского военного присутствия в Афганистане вызовет лишь обострение ситуации, в том числе на афганском севере. Для Узбекистана, правда, пограничный вопрос никогда не был главным. Весь «транзит угроз» с афганского направления в Узбекистан, как и в Россию, осуществляется через третьи страны. Именно поэтому Владимир Путин отметил, что сегодня «особую актуальность приобретает взаимодействие России и Узбекистана в обеспечении мира и стабильности в Центральной Азии».
«В ходе визита Путина обращают на себя внимание апелляции обоих президентов к ШОС по вопросу региональной безопасности. Думаю, это означает, что прошлогоднее приостановление членства Узбекистана в ОДКБ пересмотру не подлежит, а российская сторона с этим статус-кво вполне согласна, рассматривая ОДКБ как локальный механизм, не способный влиять на ситуацию во всем регионе. ШОС с ее китайским участием – не военная организация, да и именно в военной помощи Узбекистан особо не нуждается. Речь должна идти скорее о политическом взаимодействии и о совместной работе спецслужб в формате ШОС», – убежден Князев. К слову, штаб-квартира Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС располагается как раз в Ташкенте.
По мнению эксперта, обращение Узбекистана к формату ШОС в вопросе региональной безопасности логично вписывается в главную парадигму внешней политики Ташкента: двусторонние отношения стоят на первом месте, а региональные или международные альянсы интересны только в том случае, если действительно эффективны и одновременно не слишком обременяют обязательствами, которые выходят за пределы национальных интересов. Этим объясняется потеря Ташкентом интереса к ОДКБ.
«Уместно вспомнить, что вопросы региональной стабильности президент Узбекистана обсуждал в сентябре с председателем КНР, а буквально за несколько дней до визита президента России – с президентом Казахстана. В Ташкенте считают, как мне представляется, что сумма подобных двусторонних договоренностей будет эффективнее участия в таком громоздком военном союзе, как ОДКБ, да еще с изъянами в договорно-правовой базе», – считает Князев.
Завершающим аккордом переговоров Путина и Каримова прозвучало сообщение о создании ЗСТ между Узбекистаном и ЕАЭС. «Мы договорились о том, что начнем консультации по поводу возможного подписания соответствующего договора», – сказал Путин.
«Узбекистан участвует в соглашении о зоне свободной торговли СНГ, и нынешнее решение о создании ЗСТ с ЕАЭС, наверняка уже согласованное с главой Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, – оптимальный вариант для Узбекистана. В силу специфики своего внешнеполитического позиционирования Узбекистан все еще может позволить себе многовекторную политику. Хотя, судя по всему, потенциал ее уже на исходе», – заявил «НГ» Князев.