Фото Reuters
Сегодня в Ташкент с официальным визитом прибывает президент РФ Владимир Путин. На переговорах с главой Узбекистана Исламом Каримовым он обсудит вопросы стратегического партнерства в торгово-экономической и гуманитарной сферах, а также проблемы региональной безопасности и межгосударственных альянсов. Узбекистан проявляет интерес к работе интеграционных объединений – Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Но своей позиции при этом он пока не обозначил.
Приглашение посетить Узбекистан Владимир Путин получил еще в сентябре, встречаясь с Исламом Каримовым в рамках саммита ШОС в Душанбе. Тогда узбекский президент посетовал на то, что они с Путиным не общались давно. По словам Каримова, из-за бурных событий нынешнего года был сдвинут график планов и встреч, которые намечались ранее. «Россия для нас является стратегическим партнером. Отношения стратегического партнерства и союзничества – я считаю, что смысл заключается прежде всего в том, чтобы чаще советоваться, получать больше ответов на вопросы и не терять ориентира», – сказал тогда Ислам Каримов. Он ясно дал понять, что во внешней политике ориентируется на Россию.
Повестка переговоров Путина и Каримова обширна, но упор сделан на экономические вопросы. По мнению заместителя гендиректора Информационно-аналитического центра МГУ Андрея Петрова, визит Владимира Путина в Узбекистан, по сути, станет продолжением его недавнего государственного визита в Турцию: главной темой повестки дня вновь будет установление долгосрочных договоренностей в энергетической сфере. Но если в Анкаре Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган говорили о глобальном перенаправлении газовых потоков из России в Европу, то в Ташкенте речь пойдет о региональных проектах, связанных в первую очередь с месторождениями природного газа на территории Узбекистана.
«Россия в настоящее время активно разрабатывает перспективные узбекские месторождения, и официальный Ташкент заинтересован в том, чтобы максимально эффективно кооперироваться со своим ключевым партнером в сфере добычи энергоносителей. В Узбекистане уже давно работает «Газпром», за последние пять лет вложивший в геологоразведку около 400 млн долл. и продолжающий открывать все новые и новые месторождения с миллиардными запасами газа. Другая российская компания – ЛУКОЙЛ – на протяжении 10 лет осваивает группу газоконденсатных месторождений «Кандым–Хаузак–Шады-Кунград», и ее инвестиции за это время превысили 3 млрд долл.», – сказал «НГ» Андрей Петров.
Для России сегодня очень важно укрепление дружественных связей на постсоветском пространстве. Поэтому один из вопросов повестки дня – обсуждение Евразийского экономического союза. Как сообщил помощник президента РФ Юрий Ушаков, «Узбекистан проявляет интерес к функционированию Евразийского экономического союза, и эта тема будет обсуждаться в ходе переговоров на высшем уровне». Ранее спикер Сената Олий мажлис (верхней палаты парламента Узбекистана) Ильгизар Собиров говорил, что Узбекистан рассматривает возможность присоединения к Таможенному союзу. «Мы относимся к такой перспективе положительно», – сказал он на встрече с председателем Совета Федерации РФ Валентиной Матвиенко.
Но дальше этого пока дело не пошло. В Ташкенте не торопятся с решением о вступлении в ТС и ЕАЭС. «Думаю, что проявлять интерес и стремиться хотя бы в перспективе к вступлению – это все-таки не одно и то же. ЕАЭС пока существует скорее в проектном, хотя и юридически оформленном виде. Проект для любой страны региона – безусловно, интересный, но в случае его успешности. Пока же он во многом проблемный. Поэтому, я думаю, в Ташкенте внимательно будут наблюдать за становлением союза, оценивать успехи и неудачи и примерять их на себя», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев. По его словам, в обозримой перспективе маловероятно, что руководство Узбекистана изменит основополагающему принципу своей внешней политики, в которой двусторонние отношения приоритетнее многосторонних.
Понятно, что после фиаско с Украиной для российской стороны было бы важно активизировать контакты с Узбекистаном, в том числе и в формате ЕАЭС. Но Ташкент, как отметил Князев, больше заинтересован в развитии отношений на двусторонней основе. «Узбекской стороне было бы интересно поговорить об открывающихся экспортных возможностях в связи с санкциями Запада против России», – считает Князев. По его словам, в Узбекистане уже заметно возросли цены на местную сельхозпродукцию в связи с увеличением объемов экспорта в Россию, но тем не менее Ташкент готов нарастить поставки продукции в РФ.
Эксперт не исключает, что главы двух государств, возможно, затронут вопросы атомной энергетики. Не так давно в прессе публиковались сообщения о планах создания в Узбекистане атомной энергетики. Речь, в частности, идет о строительстве АЭС. Вряд ли возможные договоренности по этой тематике станут сразу публичными и доступными для обсуждения, но не исключено, что какие-то соглашения все-таки будут подписаны.
Другое дело – гидроэнергетика. Узбекистан, как известно, последовательно выступает против строительства крупных ГЭС в верховьях трансграничных рек – в Таджикистане и Киргизии. Особо пикантная ситуация с Камбаратинскими ГЭС в Киргизии, в строительстве которых участвует Россия. Каримов может попытаться добиться от российского коллеги прекращения строительства «Камбараты-1», раз уж предотвратить строительство первой очереди ГЭС не удалось.
Еще один щекотливый момент переговоров – урегулирование взаимных финансовых претензий. Причем для Ташкента эта тема может стать неожиданной, поскольку Ислам Каримов, выступая на торжественном заседании, посвященном Дню Конституции, отметил, что у Узбекистана внешний долг не превышает 15%, а внутреннего долга нет вовсе. Однако в первой половине 1990-х годов Узбекистан, выйдя из рублевой зоны, продолжал получать в рассрочку и по иным льготным схемам российские товары и технику. Образовавшаяся задолженность была переоформлена в кредиты. Сумма его на данный момент, как сообщил Юрий Ушаков, 890 млн долл., из которых 500 млн долл. – основной долг, а остальное – проценты. «Сумма хотя и немаленькая, но для Узбекистана все-таки не критическая. Решение этого вопроса, очевидно, может стать условием для более важных решений, например в военно-технической сфере, в новом кредитовании и инвестировании», – отметил Александр Князев.