Депутаты Верховной Рады не готовы вернуться к закону о статусе восточных районов. Фото с официального сайта Верховной Рады Украины
На следующей неделе в Минске может состояться очередной раунд переговоров по урегулированию ситуации в Донбассе. Об этом сообщил второй президент Украины Леонид Кучма, представляющий страну в Контактной группе. Представители ЛНР и ДНР объявили о намерении прибыть на переговоры. Самопровозглашенные республики, ранее проигнорировавшие принятый Верховной Радой закон об особом статусе занятых ими территорий, требуют его выполнения.
На днях официальные представители ЛНР и ДНР в минском переговорном процессе Владислав Дейнего и Денис Пушилин обнародовали совместное заявление, в котором призвали Украину выполнять Закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».
Он был принят Верховной Радой в середине сентября, президент Петр Порошенко подписал закон спустя месяц. Однако в ноябре действие закона было приостановлено, поскольку лидеры ЛНР и ДНР, игнорируя документ, продолжили курс на независимость и не отменили выборы глав республик и народных советов.
Согласно украинскому закону, в тех районах Донецкой и Луганской областей, которые не контролируются Киевом, 7 декабря должны были состояться выборы местных органов власти. Киев гарантировал им расширенные полномочия, но при условии сохранения юрисдикции Украины над всей территорией Донбасса. Самопровозглашенные республики в октябре-ноябре не приняли это предложение, хотя в сентябре их представители поставили подписи под Минским протоколом, предусматривающим территориальную целостность Украины.
Позже руководители ЛНР и ДНР пояснили, что принимали участие в Минской встрече и подписали документы из уважения к российской стороне. Но это якобы не обязывало их отказаться от идеи отделения от Украины.
2 ноября были проведены выборы, которые Киев не признал. После чего президент Порошенко предложил Совету нацбезопасности и обороны (СНБО) Украины рассмотреть вопрос об отмене закона об особом статусе. Он пояснил: «Те широкие полномочия, которые предусматривал закон, мы готовы предоставлять только легитимно избранным органам местного самоуправления. А не бандитам, которые сами себя венчают на царство».
СНБО принял предложение главы государства, но предыдущий состав Верховной Рады не успел провести голосование по этому вопросу. Поэтому закон об особом статусе формально продолжает действовать. В нем, кроме всего прочего, сказано об обязательствах украинской стороны финансировать регион. Поскольку самопровозглашенные республики не выполнили свою часть, Киев отказался от выполнения своей: с 1 декабря на территориях, подчиняющихся ЛНР и ДНР, перестали работать госучреждения, закрылись линии финансирования и была прекращена выплата зарплат, пенсий, социальных пособий.
Лидеры самопровозглашенных республик обвинили Киев в «геноциде народа Донбасса». Уполномоченный президента Украины по вопросам урегулирования Ирина Геращенко отметила: «Украина не будет финансировать терроризм. Ни одной копейки на то, что можно использовать в пользу террористов, не будет направлено». Она подчеркнула, что, заботясь о мирных гражданах, украинская власть продолжит обеспечивать регион газом и электроэнергией, хотя ДНР и ЛНР не платят за ресурсы. Киев намерен также доставлять в регион гуманитарную помощь.
«Выход один: возвращение к Минским соглашениям. Три ключевых пункта: режим прекращения огня всеми сторонами, отвод тяжелого оружия, отвод незаконных формирований на территорию той страны, откуда они зашли. И освобождение пленных», – сказала Геращенко. Украинскую юрисдикцию над всей территорией Донецкой и Луганской областей в Киеве считают само собой разумеющимся основанием для начала диалога. Но в ЛНР и ДНР настаивают, что началом разговора должно стать финансирование региона из украинского госбюджета. В заявлении Пушилина и Дейнего сказано: «Если встреча (на следующей неделе в Минске. – «НГ») состоится, мы будем настаивать на введении в действие закона об особом статусе Донбасса, а также на выполнении тех пунктов Минского протокола, которые обязывают Украину остановить углубление гуманитарной катастрофы и содействовать экономическому восстановлению Донбасса».
Руководитель Международного института демократий, украинский политолог Сергей Таран считает, что в таких условиях от новой встречи в Минске будет мало толку. «Самопровозглашенные республики стали требовать этой встречи и вспомнили об украинском законе только потому, что им деваться некуда. Ресурсов нет, а российской помощи, конечно, не хватает. В Донбассе только пенсионеров более миллиона человек», – сказал он «НГ». Политолог считает, что ситуация, как и прежде, развивается по закону качелей: от ожесточенных боев – к условному перемирию, от ультиматумов – к переговорам. «Ситуация не нормализуется, а расшатывается. Это дестабилизирует ситуацию в Украине, что в целом соответствует интересам России», – отметил Таран.
Политолог уверен, что слухи о возможном размене сохранения российского статуса Крыма на восстановление мира в Донбассе не соответствуют действительности. По его мнению, ни Запад, ни украинская власть никогда не пойдут на такую уступку российской стороне. «Никто не отказался от своих позиций. Пожалуй, единственная новость в том, что российская сторона отказалась от планов широкомасштабного наступления. По крайней мере на ближайшее время», – сказал Таран.
Вчера в кулуарах заседания министров иностранных дел ОБСЕ глава МИД Украины Павел Климкин сказал журналистам, что очередная встреча Контактной группы в Минске будет иметь смысл только в том случае, если все стороны будут настроены на достижение результата. «Мы стремимся организовать эту встречу и последовательно над этим работаем. Но проблема не в нас. Проблема в тех, кто препятствует этому», – сказал он.
Верховная Рада Украины пока не готова ни вносить поправки в действующий закон об особом статусе, ни отменять его и принимать новый документ. Политолог Сергей Таран считает, что депутаты займутся вопросами, которые вписаны в качестве первоочередных в коалиционное соглашение: отмена внеблокового статуса и восстановление внешнеполитического курса, позволяющего в будущем претендовать на членство в НАТО. «Вероятно, «Оппозиционный блок» (ОП) будет инициировать рассмотрение законопроектов, связанных с Донбассом», – считает эксперт.
Однако в Верховной Раде эта политическая сила, в состав фракции которой входят 40 депутатов, не может эффективно влиять на принятие решений. Если в момент формирования правительства, за которое ответственна правящая коалиция, с оппозицией не советовались, то вчера, когда назначалось руководство парламентских комитетов, повторилась та же ситуация. Депутаты, собравшись утром, объявили перерыв до обеда, чтобы продолжить закрытые переговоры о распределении должностей. Представители «Оппозиционного блока» в кулуарах напоминали журналистам, что даже в период президентства Януковича оппозиции давали посты руководителей контролирующих комитетов.
Представитель «Блока Петра Порошенко», попросив не называть его имени, сказал «НГ»: «В коалицию вошли 302 депутата. Еще 130 депутатов – за рамками коалиции. Из них только 40 – «Оппозиционный блок». Но остальные – кто? Тоже оппозиция. Среди них и члены партии «Свобода», и представители других политических сил. Их тоже нужно назначить в комитеты. Не один «Оппозиционный блок» – оппозиция. И не один Донбасс – регион Украины, требующий внимания».
К моменту сдачи номера в печать Верховная Рада закрыла утреннее заседание, отложив кадровые решения до вечера. По данным «НГ», планировалось более 10 комитетов (экономический блок и евроинтеграция) отдать «Блоку Петра Порошенко», на 5–6 (в том числе по вопросам нацбезопасности и обороны) могла рассчитывать фракция «Народный фронт», комитеты по правам человека и по правоохранительной деятельности могла получить «Батькивщина». Еще по 1–2 комитета могли возглавить представители всех остальных парламентских фракций и групп, включая оппозицию. В частности, представитель ОП мог возглавить комитет, который только предполагается создать, по вопросам, связанным с урегулированием в Донбассе и обустройством переселенцев.
Киев