Золотой рудник «Кумтор» постоянно пикетируют, а иногда пытаются взять штурмом. Фото Reuters
60% акций золоторудного комбината «Кумтор», принадлежащих Киргизии, арестованы. Такое решение суд Онтарио (Канада) принял по результатам рассмотрения иска канадской горнодобывающей компании Stans Energy, которая является совладельцем киргизского «Кумтора». Теперь Киргизия не может «продавать, утилизировать, обменивать, присваивать и передавать в залог» принадлежащие ей 47 млн акций. Президент Алмазбек Атамбаев призвал свое правительство отстоять национальное достояние республики во что бы то ни стало.
Конфликт разгорелся вокруг права на добычу редкоземельных металлов – иттрия, бериллия, а также висмута, серебра и свинца. В январе 2013 года с подачи ряда депутатов Генпрокуратура Киргизии возбудила уголовное дело за продление соглашения с Stans Energy, несмотря на неисполнение лицензионных обязательств в 2010 и 2011 годах. Канадские инвесторы утверждали, что не могли начать работы на месторождении из-за форс-мажорных обстоятельств – в стране сменилась власть, работа госорганов была парализована. Два года всем горнодобывающим компаниям в Госгеологоагентстве не доводили планы работ и не принимали у них отчеты.
Несмотря на возражения, в марте 2013 года межрайонный суд Бишкека поддержал позицию Генпрокуратуры и аннулировал лицензию инвесторов. По мнению Stans Energy, местные чиновники, признав незаконным продление лицензии на разработку месторождений редкоземельных металлов «Куттуу-Сай-2» и «Кале-Сай», нанесли компании ущерб в 118 млн долл. Арбитражный суд при Московской торгово-промышленной палате, рассматривавший иск в 2014 году, согласился с канадцами.
Официальный Бишкек, и без того испытывающий острую нехватку денег, выплачивать компенсацию не спешил, и руководство Stans Energy обратилось в суд провинции Онтарио, который 14 октября решил наложить арест на принадлежащие Киргизии акции золотодобывающего рудника «Кумтор».
Любопытно, что после аннулирования лицензии исполнительный директор Stans Energy Роберт Маккей заявил, что за отзывом лицензии на разработку рудника «Куттуу-Сай» стоят их китайский конкурент Hongbo Baotou и защищающие его интересы киргизские политики. Китайская компания обвинения не комментировала.
В сухом остатке на данный момент ситуация выглядит следующим образом. У Киргизии есть высокие шансы потерять 118 млн долл. И это не самое худшее. Если страна не сможет погасить долг, арестованные акции могут достаться канадским горнорудчикам и Киргизия потеряет контроль над крупнейшим золотым месторождением в стране. Республика может попытаться выплатить обозначенную сумму, благо подобный прецедент в недавней истории есть – в этом году республика выплатила 11 млн долл. по иску турецкой компании Sistem Muhendislik, требовавшей компенсировать рейдерский захват отеля «Ак-Кеме».
Заявления киргизских чиновников типа «мы будем жаловаться», «решение суда неправомерно» и «выплачивать деньги необязательно» выглядят как попытка оправдаться. Ситуация настолько скверная, что в нее пришлось вмешаться президенту республики Алмазбеку Атамбаеву. Глава Киргизии назвал решение канадского суда о наложении ареста дискриминационным и заявил о необходимости «рассмотреть вопрос о возможном выводе акций Centerra Gold Inc. из листинга с Канадской фондовой биржи в Торонто». «Нельзя допустить ситуаций, когда национальное достояние Киргизии становится разменной монетой в сугубо хозяйственных спорах и инструментом какого-либо давления на Кыргызстан, тем более со стороны зарубежных компаний и организаций», – подытожил президент.
Главными вопросами в этой ситуации становятся «Кто виноват?» и «Что делать?». Депутаты, как они сами признавались неоднократно, за свои инициативы ответственности не несут. Чиновники, принявшие решение аннулировать лицензию, скорее всего заявят, что были вынуждены подчиниться суду. Генпрокуратура и Бишкекский суд, принявшие непосредственное участие в аннулировании лицензии, держат паузу.
По сути, нынешняя ситуация с судом и арестом принадлежащих Киргизии акций стала наглядным примером того, что может произойти, если и дальше местные чиновники и группы провоцируемых ими граждан будут срывать договоренности, заключенные с инвесторами.
Перспективы у республики в плане взаимоотношений с инвестором неутешительные. Арест акций «Кумтора» не повлиял на стиль народных избранников. Уже на следующий день после того, как стало известно решение канадского суда, глава фракции «Ата-Мекен» Омурбек Текебаев опять призвал национализировать рудник «Кумтор».
На данный момент общая сумма исков от инвесторов к республике составляет не менее 800 млн долл. Если идея национализации, высказанная депутатом, будет реализована, цифра вырастет до 3–4 млрд долл. Оплатить подобный счет Киргизия не сможет.
Бишкек