0
7543
Газета СНГ Интернет-версия

16.10.2014 00:01:00

Дорога из Дагестана вызывает опасения Тбилиси

Тэги: грузия, россия, григорий карасин, зураб абашидзе, абхазия, дагестан


грузия, россия, григорий карасин, зураб абашидзе, абхазия, дагестан Фото Reuters

Сегодня в Праге состоится очередная встреча по улучшению российско-грузинских отношений. Как и на предыдущих, Россия представлена замминистром иностранных дел Григорием Карасиным, Грузия – спецпредставителем премьер-министра по связям с Россией Зурабом Абашидзе. Накануне МИД Грузии отметил, что на переговорах могут быть затронуты вопросы, волнующие грузинское общество: новый договор между Россией и Абхазией и строительство аваро-кахетинской дороги.

Зураб Абашидзе уточнил: разговор о дороге, которая может связать Россию с Грузией, а точнее, Дагестан с регионом Кахети, может состояться в том случае, если его заведет российская сторона. Обычно сдержанный опытнейший дипломат ответил в резком тоне заочным критикам, не обращающимся напрямую к нему, «хотя такая возможность есть, а делают это через СМИ» или иным путем.

Ажиотаж по поводу строительства новой дороги в Грузии поднялся неожиданно. Вопросы властям посыпались с разных сторон, а ответы представителей правящей партии «Грузинская мечта» были размытыми, а иногда – противоречащими друг другу. Так, замминистра иностранных дел Давид Джалагания назвал реализацию проекта строительства дороги из Дагестана в Грузию опасной, «исходя из состояния грузино-российских взаимоотношений, и в частности того, что Россия пока рассматривается как страна-оккупант». Его непосредственный начальник – министр Майя Панджикидзе заметила лишь, что «вопрос сложный и требует всестороннего изучения». «Может быть, встреча в Праге прояснит ситуацию с дорогой, хотя этот вопрос и не был включен в официальную повестку переговоров», – предположила министр. Министр экономики Георгий Квирикашвили считает, что любая коммуникация между соседними государствами – положительный фактор, но «с точки зрения безопасности могут возникнуть какие-то замечания».

Ответы членов правительства вызывали шквал критики со стороны бывших властей. В частности, депутат от «Единого национального движения» (ЕНД) Давид Дарчиашвили заявил: «Существует множество примеров того, что Россия использует дороги не для цивилизованных отношений, торговли, а для… усиления влияния на соседей… Нынешняя власть Грузии вместо действий по повышению безопасности взяла совершенно противоположный курс. Поэтому она путается в собственной противоречивой политике и не знает, что делать. При этом не владеет в должной степени информацией о происходящем».

Бывший министр иностранных дел Григол Вашадзе заподозрил власти в том, что они уже заключили соглашение с Россией о строительстве дороги из Дагестана в Кахетию: «Россия готова потратить на эту дорогу 2,5 млрд, построить множество мостов и тоннелей, чтобы в конечном счете уткнуться в горы или издали любоваться видами Кахетии?»

Государственный министр по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили заявил «НГ», что не понимает, с чего вдруг в обществе начались бурные обсуждения по так называемой аваро-кахетинской дороге. «Это информационный вброс, и можно только предполагать, кто за ним стоит. Никаких переговоров по строительству дороги Россия с нами не вела. Если она что-то строит на своей территории в Дагестане, как сообщают СМИ, то она вправе строить на своей территории что угодно и где угодно», – сказал «НГ» Закареишвили.

Заместитель секретаря Совета национальной безопасности Ивалиан Хаиндрава подтвердил, что в правительстве вопрос дороги не обсуждался. «С точки зрения угроз для Грузии у Москвы есть достаточное количество войск и техники – ракет, танков, артиллерии и т.п. – в Абхазии и Цхинвальском регионе, если ей вздумается вести некие военные действия. Посему строительство дороги – скорее демонстрация «мягкой силы», а не военная угроза. В целом, конечно, нужно проявить осторожность… Но не будет никакой дороги без нашего согласия», – заявил Хаиндрава.

Другой вопрос, вызвавший волнения в Тбилиси, – предложенный Госдумой РФ на обсуждение парламенту Абхазии проект договора о союзничестве и интеграции. Грузинские политики и представители общественности расценивают его как попытку окончательной аннексии неподконтрольной автономии, подразумевая пункты о гармонизации абхазского законодательства с российским, создании совместной армии, фактическом слиянии правоохранительных структур и «максимально тесной интеграции» вплоть до упразднения российско-абхазской границы. «Если договор будет принят, то он осложнит российско-грузинские отношения», – заявила Панджикидзе.

Зураб Абашидзе разочаровал ответом и по этой части переговоров в Праге. «Абхазская проблематика не входит в формат пражских встреч, а рассматривается в формате женевских переговоров по превенции напряжения в регионе. Рассмотрение российско-абхазского договора на пражской встрече не запланировано», – заявил Абашидзе журналистам. Но не исключил, что в беседе с Карасиным может возникнуть и эта тема.

В свою очередь, в Сухуми выразили удивление интересом Тбилиси к проекту договора, «ведь пора привыкнуть, что Абхазия – суверенная страна». Спикер парламента Валерий Бганба заявил журналистам, что «пока ничего не происходит, депутаты получили от российских коллег проект договора, изучают его, делают замечания». Однако при этом он признал, что обсуждения идут тяжелые и отношение большинства к документу положительным трудно назвать.

Экс-премьер-министр Абхазии Сергей Шамба считает, что «неприемлемого в документе ничего нет». «Послушаем, какая будет реакция в обществе. Может, что-то подкорректируем. У нас такая практика – документы дорабатываем совместно с российской стороной. Внесем свои поправки, передадим российской стороне. Я считаю, что незначительные изменения в проект можно внести, а в целом для Абхазии документ полезный, приемлемый», – сказал «НГ» Шамба. По его словам, абхазское общество таково, что всегда по любому поводу будет звучать критика. «Единодушного мнения я не припомню ни по какому важному случаю», – заметил Шамба. Он не считает, что какие-то положения проекта ущемляют суверенитет Абхазии. «В проекте подчеркивается, что речь идет о двух равноправных субъектах. Если же кого-то пугает интеграционный процесс, то напомню, что подобные процессы происходят во всем мире. Мы живем в пространстве, где создается Евразийский экономический союз, и мы не можем быть в стороне. Поэтому ничего такого, что бы нарушало наш суверенитет, я не вижу», – сказал «НГ» бывший премьер Абхазии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2202
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
2898
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2173
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
3863

Другие новости