Арсений Яценюк еще на Генассамблее ООН в сентябре заверял, что правительство не допустит дефолта. Фото Reuters
Нацбанк Украины на этой неделе признал, что показатели падения экономики по итогам года будут выше, чем прогнозировалось: летом речь шла о снижении ВВП на 6–6,5%, сегодня – уже на 8,3%. Предполагается, что МВФ через месяц обновит прогнозы в сторону ухудшения. Международные эксперты говорят о преддефолтном состоянии украинской экономики.
Опасения отражены в кредитных рейтингах страны: ССС (преддефолтный) по шкале агентств S&P и Fitch и чуть ниже, на уровне Саа3 – по шкале Moody’s. Прогнозы ухудшились в августе, когда внешний долг государства превысил 60% ВВП. Эксперты в Киеве отмечают, что МВФ, являясь основным кредитором страны, не спасает украинскую экономику, а печется о собственных интересах.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко в своем блоге отметил, что первый транш утвержденного в апреле кредита на общую сумму 17 млрд долл. позволил украинской стороне погасить часть долга перед МВФ. На уплату старых долгов перед фондом с марта по август ушло 2,6 млрд долл. из 3,4 млрд нового кредита МВФ. В сентябре Украина получила второй транш – 1,4 млрд долл., но до конца года должна будет выплатить еще 1,2 млрд долл. МВФ.
Европа и США тоже не торопятся финансово помогать Украине, отметил Охрименко. Он отметил, что из обещанных Евросоюзом 1,6 млрд долл. в страну поступило 790 млн долл., за счет которых Украина погасила часть старых кредитов европейским банкам. «США предоставили госгарантию на сумму 1 млрд долл., которую Украина использовала для выпуска своих еврооблигаций на ту же сумму.
Все эти деньги пошли на погашение старых еврооблигаций на сумму 1 млрд долл., которые были выпущены еще во времена Юлии Тимошенко», – написал экономист.
Александр Охрименко сделал вывод, что после всех погашений ранее полученных кредитов на 1 сентября 2014 года общая сумма притока валюты в виде зарубежных заимствований правительства Украины составила 1,6 млрд долл. При этом общий внешний долг правительства вырос на 2,825 млрд долл.: «Получилось, что после всех погашений долгов Украина еще больше стала должна своим инвесторам из США и ЕС. Это сложно назвать настоящей финансовой помощью».
При этом объем иностранных инвестиций уменьшился почти в шесть раз – до 600 млн долл. в текущем году. Охрименко считает, что речь идет о бегстве капитала: «Инвесторы любят тишину и стабильность, и их не интересует, в какой цвет покрашены заборы и какие флаги висят на этих заборах. Поэтому пока что о зарубежных инвесторах можно только мечтать». А украинская промышленность ускоряет темпы падения: за январь–август снижение составило в целом 7,8%, но в июле по сравнению с июлем прошлого года промышленные показатели снизились на 12,1%, а в августе (по сравнению с тем же месяцем 2013 года) – уже на 21,4%.
Объем украинского экспорта снизился за первые восемь месяцев года на 8,4%. Это, по мнению специалистов, произошло за счет потери российских рынков, а также разрушения на 50–80% экономики Донбасса, ориентированной на рынки СНГ. Объем импорта за тот же период снизился на 22,4% – в основном за счет прекращения с июня поставок российского газа. Хотя переговоры о возобновлении поставок могут продолжиться на следующей неделе, Украина уже не успеет закачать в подземные хранилища объем газа, необходимый для беспроблемного обеспечения потребителей зимой. Как сказал на днях председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, запасы должны составлять минимум 18–20 млрд куб. м газа. «Конечно, все понимают, что этого не произойдет. Это свершившийся факт», – заявил Миллер, отметив неизбежность рисков при прогнозируемой суровой зиме.
Жителей Украины ждут тяжелые времена.
Фото Алексея Калужских (НГ-Фото) |
В этой ситуации дефолт – не главная угроза для Украины. В конце концов новой власти удалось нарастить разграбленные золотовалютные резервы до 16,2 млрд долл. к началу сентября. Этих средств и новых заимствований хватит для расчета по старым долгам.
Однако все экономические проблемы страны перекладываются на плечи населения. Член парламентской фракции Партии регионов, представитель «Оппозиционного блока» Нестор Шуфрич заявил, выступая в Верховной Раде, что украинцев ждет холодная и голодная зима: «Падение гривны составило 62%, реальная инфляция – 20%, а пенсии и зарплаты заморожены». Он задал вопрос о том, как пенсионер может прожить на 1200 грн в месяц (обвал курса гривны привел к обесцениванию суммы с 150 долл. в прошлом году до менее 100 долл. сейчас), а бюджетник – на 2000 грн (снижение с 250 до 150 долл.). Уже в прошлом году, согласно исследованиям международных организаций, рядовые украинцы вынуждены были тратить более половины доходов на еду, а сейчас в стране выросли тарифы, подорожали продукты и товары первой необходимости: люди оказались на грани выживания.
Оппозиция предлагает власти помощь в решении экономических проблем. Ставка делается на дерегуляцию и снижение административного давления, на модернизацию экономики. О необходимости таких мер говорят и экономисты. Однако предвыборная кампания диктует свои правила: представители нынешней власти причисляют к лагерю врагов всех, кто не был на майдане, хотя политологи не ставят знак равенства между оставшимися в Украине представителями Партии регионов и сбежавшими членами так называемой семьи Януковича.
Экономисты отмечают, что предвыборные дискуссии носят в основном популистский характер и связаны в первую очередь с ситуацией в Донбассе, а не с состоянием экономики. Предложенную недавно президентом Петром Порошенко Стратегию-2020 критикуют, считая ее нереалистичной. Гендиректор Украинского кредитно-рейтингового агентства Станислав Дубко в статье для издания «Экономическая правда» отметил, что обозначенные в президентской программе цели вполне соответствуют потребностям страны, но указанные критерии вызывают ряд вопросов. «Я не очень понимаю, как за шесть лет можно на три года увеличить среднюю продолжительность жизни в стране, которая в течение этих шести лет пройдет через радикальные реформы. Последние, как правило, означают ухудшение жизни в среднесрочной перспективе ради долгосрочных преимуществ», – отметил он. Но главное внимание сосредоточил на указанной Петром Порошенко цели получить к 2020 году суверенный кредитный рейтинг инвестиционного уровня (ВВВ). «Напомню, что даже в хорошие времена Украина не могла получить рейтинг выше ВВ–. Хорошие времена означали: низкий уровень госдолга (30% от ВВП), высокие темпы роста ВВП и притока иностранного капитала, достаточный уровень золотовалютных резервов. Ввиду прошедшей девальвации мы растеряли преимущества низкого госдолга – сегодня он превышает 60% от ВВП и останется выше этого уровня к 2020 году. По глубине экономического падения текущий год может вплотную приблизиться к печальному антирекорду 2009 года – 15% падения ВВП. Это означает, что рост экономики в ближайшие годы будет лишь компенсацией утраченных позиций. Негативные сценарии МВФ предусматривают вероятность почти полной утраты золотовалютных резервов к концу следующего года. Если к этому добавится суверенный дефолт – мы можем забыть о рейтингах инвестиционной привлекательности на ближайшую обозримую перспективу», – написал специалист.
Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко считает, что сейчас еще продолжается период авансового доверия к президенту и членам его команды. Граждане страны делают власти скидку в связи с военными действиями на востоке и ввиду приближающихся парламентских выборов. Но лимит доверия может быть исчерпан уже зимой, предостерег он. Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала ранее сказал «НГ», что новый парламент должен принять законы в интересах граждан, а для этого власти придется отказаться от старых схем и провести реформы – причем не только за счет рядовых украинцев. Бала отметил: «Революции в Украине еще не было. Было восстание, протестное движение – люди отстаивали свою честь, достоинство, свободу. Но в итоге сменились только лица во власти, а сама система осталась прежней. Общество не видит ожидаемых радикальных перемен».
Об экономических условиях, в которых живут украинцы, можно судить по тому, что Всемирный банк, оценивая показатели ВВП стран мира, недавно поставил Украину в конце списка, чуть выше Ливии и Сирии. МВФ ранее прогнозировал уровень падения украинской экономики по итогам 2014 года в 6,5%, уровень инфляции в 11,4%, уровень безработицы – в 10%. Фонд допускал, что при благоприятном развитии событий украинская экономика начнет медленно восстанавливаться (+1%) в следующем году. Но сейчас о благоприятных сценариях предпочитают не говорить.
Киев