Объем денежных переводов от мигрантов уменьшился. Фото PhotXPress.ru
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) обнародовал прогноз о грядущем снижении роста экономик стран СНГ. Причиной специалисты банка называют введенные против России санкции. По их оценке, особенно уязвимы экономики Таджикистана и Киргизии, которые уже недополучили в бюджет сотни миллионов долларов. Российские эксперты озабоченность ЕБРР назвали предупреждением центральноазиатским странам о нежелательности интеграции с РФ.
«Ослабление экономики РФ прежде всего ударит по экономике Таджикистана и Киргизии», – говорится в представленном на днях отчете ЕБРР. По оценке экспертов банка, уже в первом квартале 2014 года сократился объем денежных переводов в страны Центральной Азии, Восточной Европы и Кавказа. «Любое дальнейшее ослабление экономики в России вследствие введения санкций отразится замедлением роста экономики в Центральноазиатском регионе», – подчеркивается в отчете ЕБРР.
«Таджикистан и Киргизия тесно связаны с российской экономикой и очень слабо с западной. Поэтому вполне естественно, что введенные санкции против России уже негативно повлияли на экономики этих центральноазиатских государств. Речь пока главным образом о денежных переводах трудовых мигрантов из Таджикистана и Киргизии родным и близким. Об этом и говорится в отчете ЕБРР», – сказал «НГ» замдиректора по науке Института проблем рынка РАН Наби Зиядуллаев.
По его словам, в отчете упоминается, что в Таджикистан из РФ поступает до 4 млрд долл., однако, по неофициальным данным – намного больше, примерно до 10 млрд долл. «Этот факт признают таджикские специалисты, которые говорят, что страна практически живет за счет денежных переводов», – сказал «НГ» Зиядуллаев. Он также отметил, что курсы сомони и сома в отношении доллара снизились до 30%, но в отношении к рублю, наоборот, несколько укрепились. «Теперь у Таджикистана и Киргизии просто нет другого выхода, как вступить в Таможенный союз (ТС) и Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Россия особых дивидендов в ближайшие 5–10 лет от ЕАЭС не получит. Но от расширения альянса она выиграет в геополитическом плане», – считает эксперт.
Руководитель сектора экономического развития постсоветских стран Института экономики РАН Елена Кузьмина полагает, что отчет ЕБРР фактически является завуалированным предупреждением странам Центральной Азии, которые намерены активизировать сотрудничество с Россией по тем позициям, по которым сотрудничает ЕС со странами Центральной Азии. По ее словам, это не только промышленные товары, но и достаточно большой ассортимент машиностроительной продукции.
«Страны Центральной Азии нельзя уравнивать. Есть аграрные Таджикистан и Киргизия, есть экспортер углеводородов Туркменистан и есть более гармонично развитые Казахстан и Узбекистан. Санкции Запада против России отразятся на этих странах по-разному в зависимости от степени интеграции с российской экономикой», – говорит Кузьмина. По ее мнению, санкции снизят инвестиционные возможности России. «Основные российские инвестиции направлены в энергетический сектор стран Центральной Азии. В первую очередь – в Узбекистан и Казахстан, в меньшей степени в Туркмению. Однако стоит взять во внимание, что основной поток нефти и газа у всех нефтедобывающих стран Центральной Азии, а теперь уже и у России – по новым контрактам направлен в Китай. Поэтому можно говорить о том, что ущерб от западных санкций удалось минимизировать», – сказала «НГ» Кузьмина. Но это только в нефтегазовом секторе. Что же касается российских инвестиций, скажем в гидроэнергетику Киргизии или Таджикистана, то скорее всего реализацию этих проектов придется отложить на неопределенное время.
Складывающейся ситуацией, похоже, не против воспользоваться Китай, третий год возглавляющий список крупнейших инвесторов и торговых партнеров каждой из стран региона. «Причем если у Казахстана в целом сбалансированная экономическая политика, то Узбекистан уже больше «посматривает» на азиатские государства, а Таджикистан и Киргизия все больше впадают в зависимость от Китая. Санкции Запада, таким образом, еще больше сузят возможности России в Центральноазиатском регионе в целом», – полагает Елена Кузьмина.
Подобную точку зрения разделяет и Наби Зиядуллаев – санкции, по его мнению, действительно, не позволят России повысить экономическую активность в Центральной Азии, а Китай – наоборот, стремительно активизируется. Он не исключает, что в скором времени Таджикистан и Киргизия станут сырьевыми придатками Китая, который одновременно будет у России добиваться выгодных энергетических контрактов.
Елена Кузьмина считает, что страны Центральной Азии могли бы заместить своей продукцией сельскохозяйственные товары ЕС, от импорта которых отказалась Россия. «Но почему-то освободившуюся нишу эти республики не спешат занимать. С одной стороны, это связано с региональными противоречиями по транзитным вопросам. С другой – упирается в вопросы контроля: плодоовощная продукция из стран Центральной Азии не соответствует фитосанитарным нормам Таможенного союза», – считает Кузьмина.