Петр Порошенко оказался в ситуации, когда держать паузу уже невозможно. Фото Reuters
Сегодня состоится закрытое заседание Верховной Рады, на котором депутаты собираются заслушать руководителей силовых ведомств. Ранее предполагалось, что представители Минобороны расскажут о причинах отступления и больших потерь в Донбассе. Но вчера утром ситуация изменилась после сообщения о телефонном разговоре президентов Порошенко и Путина, в ходе которого стороны пришли к пониманию относительно прекращения огня. Депутаты заинтересовались условиями договоренностей.
Первым о разговоре президентов сообщил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. Он сказал, что разговор касался вопросов, позволяющих прекратить боевые действия.
«Точки зрения президентов двух стран о возможных путях выхода из тяжелой кризисной ситуации в значительной степени совпадают», – отметил он. Пресс-служба украинского президента подтвердила факт телефонного разговора и уточнила: «Результатом стала договоренность о постоянном прекращении огня в Донбассе. Было достигнуто взаимопонимание относительно шагов, которые будут способствовать установлению мира».
Когда информагентства стали распространять информацию о том, что президенты Украины и России договорились прекратить войну, Дмитрий Песков уточнил, что речь шла о прекращении огня со стороны украинской армии и ополченцев: «Договариваться о прекращении огня Россия не может физически, поскольку не является стороной конфликта».
Во вторник премьер-министр самопровозглашенной ДНР Александр Захарченко четко заявил позицию: Донецкая и Луганская области не останутся в составе Украины. Требование о признании независимости провозглашенных на территории этих областей республик он сопроводил требованием о немедленном выводе всех украинских войск с территории Донбасса. В Киеве никак не отреагировали на это заявление.
В то же время министр обороны Валерий Гелетей, побывавший вместе с другими членами правительства на открытии новой сессии Верховной Рады, в кулуарах сказал журналистам: «ДНР и ЛНР – фикция. Процессами управляют непосредственно из Кремля». Он подчеркнул: «Мы уже воюем не с террористами. Все, забудьте о террористах. С террористами мы уже не ведем переговоры. Переговоры мы ведем с Генеральным штабом РФ – мы обмениваемся с ними военнопленными».
Во вторник представители украинской власти заявляли, что требования о независимости ЛНР и ДНР не будут приняты ни при каких условиях. Самопровозглашенные республики тоже не собираются идти на уступки. Вчера представители ДНР сообщили российским СМИ, что ничего не знают о договоренностях Путина и Порошенко. Руководитель международной информационной службы политотдела Минобороны ДНР Владислав Бриг заявил РИА Новости, что слова Порошенко не означают прекращения огня, поскольку не все силы, воюющие на востоке, подчиняются президенту Украины. «Порошенко карательные батальоны не контролирует. Не факт, что они подчинятся его решению. Армия ДНР не прекратит огонь как минимум до тех пор, пока в Донбассе находятся каратели», – сказал он, не уточнив, какие батальоны имеет в виду.
Украинские добровольческие батальоны, воюющие на востоке, сформированы под началом Минобороны или МВД и подчиняются этим ведомствам. Слухи о партизанском движении не нашли подтверждения. Это – позиция украинской стороны, которая признает ополченцев террористами и утверждает, что на их стороне воюют российские военные. Россия присутствие своих войск в Донбассе категорически отрицает, утверждая, что украинские войска ведут войну против мирных жителей Донбасса и ополченцев. Вопрос о том, откуда у защитников независимости ЛНР и ДНР появилось тяжелое оружие и военная техника, официально остается открытым.
Взаимоисключающий подход к оценке ситуации не позволил контактной группе, работавшей в понедельник в Минске, договориться ни о чем, кроме продолжения переговоров об обмене пленными и о безопасном допуске в занятые ополченцами населенные пункты сотрудников Красного Креста. Как в такой ситуации президентам удалось найти какое-либо решение – в Киеве вчера не знали. Депутаты отказывались комментировать ситуацию, выражая надежду, что пояснения прозвучат сегодня на закрытом заседании Верховной Рады.
Один из членов украинского парламента, попросивший не называть его имени, не исключил, что Порошенко и Путин могли договориться на основании так называемого «Плана Бойсто». На днях СМИ сообщили о состоявшейся на финском острове Бойсто встрече около сотни американских и российских экспертов, работу которых якобы координировал директор Freedom House Дэвид Крамер. Группа разработала план урегулирования ситуации на востоке Украины, включающий такие пункты, как признание российского статуса Крыма и гарантии, что Украина не станет членом НАТО и других западных союзов. Кроме того, речь шла о предоставлении специального статуса ЛНР и ДНР, которые де-факто могли бы выйти из подчинения Киеву.
В Украине этот план вызвал резкую критику, в первую очередь потому, что украинскую сторону не пригласили на встречу, участники которой претендовали на то, чтобы решить судьбу страны. Кроме того, Киев до сих пор категорически отказывался от выполнения рекомендаций, которые теперь стали пунктами американско-российского экспертного предложения. Украинские политологи заверяют, что согласие Порошенко с таким планом было бы равнозначно безоговорочной капитуляции Украины, что могло бы привести к новой революции.
Президент США Барак Обама вчера на пресс-конференции в Таллине дал понять, что официальный Вашингтон не имеет отношения к подобным планам. Отвечая на вопрос о договоренностях между Петром Порошенко и Владимиром Путиным, он сказал, что США поддерживали намерение украинского президента урегулировать ситуацию в Донбассе дипломатическим путем: «Но до сих пор эти намерения не удалось реализовать, поскольку Россия не относилась к этому серьезно и не признавала, что контролирует сепаратистов на востоке Украины. Мы надеемся, что на сей раз Москва действительно готова пойти навстречу и прекратить поддержку бандформирований».
Руководитель Международного института демократий Сергей Таран сказал «НГ», что ситуация может быть проще: «Российская сторона не в первый раз выступает под видом миротворца. Договариваются о перемирии или о начале переговоров по стабилизации ситуации. И под этим прикрытием отправляется подкрепление террористам. В июне, когда украинские силовики 10 дней придерживались режима прекращения огня, ополченцы продолжали стрелять. Не исключено, что подобное готовится и сейчас. В этом может заключаться вторая цель инициаторов «перемирия»: банально подставить Порошенко, который, соглашаясь на прекращение огня, рискует жизнями украинских солдат и своим рейтингом».
Таран предположил, что российская сторона пошла на договоренности, чтобы повлиять на атмосферу саммита НАТО: «Альянс не будет оказывать военную помощь Украине. Но отдельные страны – члены НАТО могли бы на саммите обсудить вопрос поставок оружия и техники». При этом, как отметил политолог, Западная Европа явно не хочет ввязываться в войну: «Они хотят мира любой ценой. Для них национальные интересы Украины – не цена. Европейцы понимают, что на самом деле происходит, и не верят, что с лидерами так называемых ЛНР и ДНР можно о чем-то договориться (это меняющиеся время от времени марионетки), но при этом выступают за мирные переговоры».
На таком фоне в Киеве надеялись на саммит НАТО. На этой неделе в Киеве побывал член комитета по вооруженным силам Сената США Карл Левин, который с представителями украинской власти говорил о том, какие усилия мог бы предпринять Вашингтон для помощи Украине. «Стороны договорились о важности усиления давления на Россию в тесной координации с европейскими партнерами», – сообщила пресс-служба МИД Украины.
С 16 по 26 сентября во Львовской области пройдут учения НАТО под названием Rapid Trident («Быстрый тризуб»). Ранее учения, планировавшиеся на июль, были отложены из-за ситуации на востоке страны. Сейчас именно обострением ситуации объясняется проведение учений. Военный эксперт института Евро-атлантического сотрудничества Игорь Козий сказал, что учения, в которых примут участие до 1 тыс. иностранных военнослужащих, позволят «украинским вооруженным силам совместно с международным сообществом отработать задания, которые могут возникнуть при выполнении совместных задач». По его мнению, взаимопонимание между военными особенно важно в условиях возрастающих угроз.
Замминистра обороны Великобритании Джулиан Брейзер, говоря о предстоящих учениях НАТО на территории Украины, заметил: «Хотя Украина не является членом НАТО, альянс должен послать четкий сигнал российскому президенту Владимиру Путину». Но со вчерашнего дня ситуация окончательно запуталась, ведь именно российский президент выступил в роли миротворца между Украиной и самопровозглашенными республиками.
Киев