0
11009
Газета СНГ Интернет-версия

03.09.2014 00:01:00

В Киеве не обращают внимания на требования ЛНР и ДНР

Тэги: украинский кризис, гражданская война, лнр, днр, александр захарченко, андрей пургин, партия регионов, елена бондаренко, обсе


украинский кризис, гражданская война, лнр, днр, александр захарченко, андрей пургин, партия регионов, елена бондаренко, обсе В Верховной Раде опять обсуждали возможность введения военного положения. Фото ИТАР-ТАСС

Следующее заседание контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе запланировано на 5 сентября в Минске. Встреча, состоявшаяся в понедельник, не привела к каким-либо результатам. В Киеве проигнорировали позицию, которую от имени двух самопровозглашенных республик представил  вице-премьер ДНР Андрей Пургин. Украинская власть исходит из того, что руководители самопровозглашенных республик не самостоятельны. Поэтому Киев ориентируется на переговоры  с Москвой.

Позавчера в Минске Андрей Пургин заявил,  что ДНР и ЛНР требуют особого статуса с широкими полномочиями, вплоть до права на формирование собственных вооруженных сил и на независимую  внешнеэкономическую деятельность. 

В таком случае республики, как передали агентства слова Пургина, «приложат максимум усилий для поддержания мира, сохранения единого экономического, культурного и политического пространства Украины и всего пространства русско-украинской цивилизации». Украинские СМИ истолковали это заявление как готовность самопровозглашенных республик формально остаться в составе Украины, но при условии предоставления им особого статуса в рамках федерализации страны.

Но вчера выяснилось, что такое понимание позиции ДНР и ЛНР ошибочно. Премьер-министр ДНР Александр Захарченко в интервью российскому изданию Business FM заявил, что никакой особый статус в составе Украины не устроит самопровозглашенные республики: «Мы не хотим оставаться в пределах Украины ни территориально, ни в политическом, ни в финансовом векторе». Он сказал, что слова Пургина, вероятно, исказили: «Мы стоим только на следующей позиции, подчеркиваю, на равноправных переговорах с Киевом. Можем согласиться на отложенный статус, но тут немножко другой вопрос. Самый главный лейтмотив – полный вывод войск за территорию Донецкой и Луганской областей, и только после этого мы будем садиться разговаривать с Киевом о партнерских отношениях, как равноправные партнеры».

Ни одно официальное лицо в Киеве к моменту сдачи номера в печать не выступило с комментарием относительно требования ЛНР и ДНР о признании их независимости. Министр иностранных дел Украины Павел Климкин отметил в качестве положительного момента только участие представителя самопровозглашенных республик в переговорах: «Длительное время сложно было организовать такие консультации из-за нежелания представителей так называемых ДНР и ЛНР принимать в них участие». Он также отметил, что лидеры самопровозглашенных республик «контролируются и получают инструкции из Москвы».

Вице-президент Института Горшенина Алексей Лещенко сказал «НГ», что официальной реакции на требования самопровозглашенных республик ожидать не следует: «За последние месяцы мы видели много меняющихся руководителей ЛНР и ДНР и слышали много противоречивых заявлений и разных требований. Есть основания полагать, что это позиция России, а не самопровозглашенных республик». Он считает некорректным прозвучавшую на днях из Москвы рекомендацию украинской власти садиться за стол переговоров (а значит, признавать международную субъектность) с представителями самопровозглашенных республик: «Для начала честно скажем: в Донбассе нет этнически или религиозно обособленных групп, которые требовали бы особого статуса или независимости от Украины. Их не было и нет. С такими требованиями пришли какие-то люди с туманным прошлым, некоторые из них имеют российское гражданство. Кого они представляют? От чьего имени выдвигают требования?» Алексей Лещенко считает, что Украина может проводить переговоры о нормализации ситуации в Донбассе с Россией – при поддержке международных структур.

Хотя ожидалось, что Верховная Рада на вчерашнем заседании отреагирует на ситуацию и рассмотрит ряд громко анонсированных законопроектов, но сенсации не случилось. Депутаты отложили на неопределенное время законопроект об отмене внеблокового статуса Украины, но вели споры о том, нужно ли объявлять в стране военное положение.

Лидер фракции «Батькивщина» Сергей Соболев заявил с трибуны: «С 27 августа начался новый отсчет времени. Произошло прямое и неприкрытое вторжение». От имени своей фракции он заявил о необходимости ввести военное положение, отменить внеблоковый статус и начать путь к будущему вступлению в НАТО. Лидер фракции «Суверенная европейская Украина» Владимир Литвин выступил с заявлением, в котором сказал, что власть уже опоздала с введением военного положения: «Ради минутных побед, чтобы только объявить, что украинский флаг поднят в том или ином населенном пункте, расходовали все резервы и ресурсы, в том числе человеческие».

Представитель фракции Партии регионов Елена Бондаренко попыталась обвинить украинскую власть в ситуации на востоке. Она начала заявление со слов: «Власть, которая сейчас здесь находится, делит людей на украинцев и неукраинцев. Власть, которая посылает армию бомбить мирные города, – преступна. Власть, которая отнимает право на обучение детей…». В этот момент председатель Верховной Рады Александр Турчинов велел отключить микрофон, обвинив Бондаренко в «российской пропаганде»: «Нам хватает ОРТ и РТР. Садитесь на свое место, пожалуйста». На попытку депутата возразить спикер ответил, что украинская армия в Донбассе защищает Украину и граждан Украины: «И вас защищает. Вам на колени надо встать перед украинской армией».

После короткой перепалки депутаты стали голосовать за законопроекты, поданные правительством буквально накануне голосования: отменили налогообложение импорта в Украину военной техники, упростили процедуру привлечения транспортных средств для эвакуации населения из районов возможных боевых действий. По словам самих парламентариев, в ночь на вторник было принято политическое решение отложить те законопроекты, которые носят стратегический характер, но могут обозлить российскую сторону, а сконцентрироваться на принятии решений, которые упростят проведение антитеррористической операции в Донбассе и подготовят государство к возможному расширению зоны боевых действий.

Один из депутатов, попросивший не называть его имени, в перерыве сказал «НГ», что за несколько последних дней позиция исполнительной власти – президента и правительства – резко изменилась. «Никто не знает, о чем в Минске два часа говорили Путин и Порошенко. Но российский президент потом заявил о каких-то договоренностях относительно мирного урегулирования. У нас никаких комментариев на эту тему не было, но тональность заявлений изменилась: ни о военном положении, ни о НАТО пытаются не говорить», – сказал он.

Как известно, Владимир Путин по итогам встречи в Минске сказал также, что Россия не может вмешиваться в дела Украины, поскольку не является стороной конфликта. И порекомендовал: «Нужно стремиться к реализации того плана, о котором мы договаривались. Нужно немедленно приступить к субстантивным, содержательным переговорам. И не по техническим вопросам, а по вопросам политической организации общества и государственности на юго-востоке Украины с целью безусловного обеспечения законных интересов людей, которые там проживают». После этого прозвучали требования Пургина и уточнения Захарченко.

Руководитель аналитического центра «Пента» Владимир Фесенко считает, что требования, озвученные российским президентом и конкретизированные лидерами самопровозглашенной ДНР, «следует понимать как продолжение давления на украинскую власть и общество в рамках тактики принуждения к миру путем войны. Такие заявления – это идеологическое обоснование российской агрессии в Донбассе. Путин таким образом хочет показать, что это не Россия воюет, а это воюют жители Донбасса. Хотя уже всем стало очевидно, что воюют российские военные подразделения». Фесенко отметил, что признание даже особого статуса ЛНР и ДНР приведет к расколу Украины. Поэтому, по его словам, украинская власть не будет ни комментировать, ни принимать требования, а продолжит борьбу за территориальную целостность государства. Иное стало бы капитуляцией не перед самопровозглашенными республиками, а перед Россией. «У нас нет другого выхода, кроме как военным путем защищать свой суверенитет», – сказал Фесенко.

Действующий председатель ОБСЕ Дидье Буркхальтер в эти дни заявил в эфире швейцарского телеканала RTS, что нынешнюю ситуацию на востоке Украины можно характеризовать как «очень трудный этап». Он признал, что риск эскалации конфликта существенно увеличился и что ситуацию невозможно разрешить путем национального диалога внутри Украины. По мнению Буркхальтера, требуются международные дипломатические контакты. Но сейчас ситуация такова, что, как сказал руководитель ОБСЕ, «вполне можно представить очень мрачные сценарии».

Киев


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
999
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1539
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
1136
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
1110

Другие новости