Ислам Каримов может позволить себе балансировать между интересами мировых держав. Фото Reuters
Двухдневный визит президента Ислама Каримова в Китай завершится сегодня принятием совместной декларации и подписанием ряда выгодных для Ташкента и Пекина соглашений. Как полагают эксперты, китайский вектор в обозримой перспективе станет одним из главных для Узбекистана, заполнив часть той ниши во внешней политике Ташкента, которую занимали США.
Китай становится главным не только экономическим, но и политическим партнером Узбекистана. Как сообщает Национальное информагентство, в ходе встреч с председателем КНР Си Цзиньпином состоится обмен мнениями по ключевым направлениям двустороннего сотрудничества, а также по региональным и международным проблемам.
Ранее Ислам Каримов поддержал позицию Пекина по вопросам Тайваня, Тибета и другим болезненным проблемам, связанным с территориальной целостностью страны, тем самым открыв для китайских инвестиций дорогу в Узбекистан. Напомним, в прошлом году главы двух государств в ходе визита китайского лидера в Ташкент подписали более 30 документов на общую сумму в 15 млрд долл. Ожидается, что в ходе нынешнего государственного визита президента Ислама Каримова в Китай результаты будут не менее впечатляющими.
Эксперты обращают внимание на политическую составляющую нынешнего визита Каримова в Пекин. «Отказ Узбекистана от размещения на своей территории американских военных объектов, по поводу чего на протяжении последнего времени шли переговоры между Узбекистаном и США, заставляет Ташкент изменить расстановку внешнеполитических приоритетов. Но Ак-Сарай (резиденция президента Узбекистана) остается верен себе и не намерен, судя по всему, складывать яйца в одну корзину. Визит президента Ислама Каримова в Пекин означает, что китайский вектор в обозримой перспективе станет одним из главных для Узбекистана, заполнив часть той ниши во внешней политике Ташкента, которую занимали США», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев.
По его мнению, это выглядит вполне логично с точки зрения национальных интересов Узбекистана: Китай, в отличие от США, способен быть инвестором в реальной экономике, а не в обеспечении абстрактных «прав человека» или «демократических ценностей». В минувшем году товарооборот двух стран составил 5,2 млрд долл. «Китай, в отличие от сегодняшней России с ее украинскими проблемами и политикой ситуативного реагирования, живет по своим стратегическим программам, медленно, но верно их реализуя. Думаю, что в Ташкенте прекрасно понимают собственную значимость и ценность как регионального центра и, надо отдать должное, эффективно это используют», – отметил эксперт.
Узбекистан пока может, в отличие от той же Украины, да и ряда соседей, позволить себе балансировать между интересами мировых держав. Ташкент в меньшей степени опасается демографической китайской экспансии, а свои интересы в экономике распределяет осторожно, балансируя между Москвой и Пекином. «Можно предположить, что главной линией внешней политики Узбекистана на ближайшую перспективу будет продуманное распределение российского и китайского векторов с сохранением открытых дверей для Запада», – сказал Князев. По его словам, определенную опасность для узбекских властей может сейчас представлять реакция США на прерванный диалог по военной тематике. В последнее время официльаный Ташкент подвергся массированной дипломатической и военной «атаке» со стороны США. Главная цель – оказать давление на Ташкент с целью получить согласие на создание военной перевалочной базы на территории страны или использование аэродрома в Термезе. За аренду аэропорта, как сообщали российские и узбекские СМИ, американцы якобы были готовы платить миллиард долларов.
Поэтому можно предположить, что вопросы безопасности (в частности, на афганском направлении) станут одной из главных тем в разговорах президента Ислама Каримова и председателя КНР Си Цзиньпина. Тем более что визит Каримова в Пекин проходит накануне непростого саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Душанбе 11 сентября. «Значение ШОС в жизни региона вряд ли стоит преувеличивать, но нынешний саммит будет проходить в условиях кардинальных изменений как в международных отношениях в целом, так и в российско-китайских двусторонних, делающих основную погоду в этой организации. Наверное, в Пекине между руководителями Узбекистана и КНР речь должна идти и об этом, и по результатам визита будет понятнее позиция Каримова на саммите в столице Таджикистана по тем вопросам, которые там будут наиболее болезненными, например по созданию банка ШОС, против чего раньше жестко выступала российская сторона, или по реакции организации на украинские события», – отметил Александр Князев.