Нурсултан Назарбаев поручил правительству выработать новые меры по защите казахстанской экономики. Фото с официального сайта президента Казахстана
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев вчера на расширенном заседании правительства в Астане объявил о необходимости реорганизации исполнительной власти. Он также потребовал от министров и акимов (губернаторов) принять меры для сокращения теневой экономики и усилить борьбу с коррупцией. Кроме того, в Астане были обсуждены необходимые меры для минимизации последствий санкций Запада против России.
Вчера на расширенном заседании правительства в Астане президент Нурсултан Назарбаев оценил работу правительства как удовлетворительную. Видимо, поэтому глава государства принял решение о реорганизации кабинета министров, существенно сократив число ведомств. Как сказал «НГ» директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев, хоть реорганизация правительства Казахстана проводится нередко, но, как показывает практика, и это хорошо видно по критическим замечаниям президента Назарбаева, проблемы передаются по наследству. «Поэтому нынешняя реорганизация напоминает автомобильный тюнинг», – сказал Сатпаев.
По мнению казахстанского политолога Айдоса Сарыма, президент недавно вышел из отпуска, и у него было время оценить все достоинства и недостатки кабинета министров. «Власть пытается демонстрировать стране, миру свою мобильность, вменяемость, готовность к поиску новых форм и форматов. Конечно, уже сегодня многие говорят о том, что изменения косметические, ничего не изменится, если не изменится сама система», – сказал «НГ» Айдос Сарым. По его мнению, государственная служба очень раздута. Помимо министерств и ведомств, созданы фонды «Самрук-Казына», «Байтерек» и прочие управляющие компании. При каждом ведомстве и акимате есть госпредприятия, фонды, акционерные общества, которые, по сути, дублируют работу госорганов. «Ждать каких-то кардинальных перемен после перетряски правительства стоит. Утряска займет где-то полгода. А там уже электоральные кампании... Скучать никто не будет. На какое-то время это придаст жизни госорганам, а дальше снова рост в ширину и тихий саботаж и опять перетряски», – считает Айдос Сарым.
Директор международных программ Института национальной стратегии России Юрий Солозобов усмотрел в нынешней реорганизации правительства Казахстана дальнейшее перераспределение власти с центра на места. «Был принят закон, расширяющий права акимов (губернаторов), затем власть спустилась еще ниже на уровень маслихатов (местных советов), сейчас готовятся изменения к законодательной базе, с тем чтобы это было не бумажное перераспределение, а местная власть была наделена властными и финансовыми полномочиями. Определенная доля ответственности в рамках исполнительной власти будет делегирована на региональный уровень. Это европейский тренд. Казахстан очень внимательно изучал польский опыт, где очень сильные позиции воевод (глав районов)», – сказал «НГ» Юрий Солозобов.
Впрочем, в Казахстане реорганизацию обосновывают вполне серьезными причинами: сложная финансово-экономическая обстановка; есть вопросы в нефтегазовом сегменте, связанные с разработкой месторождения «Кашаган»; существует проблема привлечения инвестиций. Инвесторы неохотно идут в инновационный сегмент Казахстана и по старинке предпочитают добывающий, сырьевой сектор. В этом году президент Назарбаев подписал закон, улучшающий инвестиционный климат. Но санкции, которые вводятся против России, могут серьезно задеть и интересы Астаны, поскольку многие зарубежные инвесторы рассматривают Казахстан как часть единого интеграционного проекта – Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Таким образом, если инвестиционные условия будут ухудшаться в России, то и Казахстан, являясь ее близким партнером, получит ярлык «Не очень привлекательный рынок».
Вопрос минимизации последствий для Казахстана из-за введения санкций России на заседании правительства рассматривался отдельно. Назарбаев призвал подчиненных пристально следить за ситуацией в мировой экономике и тщательно анализировать текущую экономическую политику. Президент поручил министрам и акимам «выработать новые меры реагирования с учетом изменившихся условий».
«Российский фактор встревожил казахстанское правительство. Национальный банк Казахстана уже заявил о возможных негативных последствиях этих санкций. Очень многих в Казахстане волнует курс российского рубля. От него будет зависеть и стабильность казахстанской национальной валюты», – сказал «НГ» Досым Сатпаев. В зоне риска, по мнению Сатпаева, может оказаться и энергетический сектор. «В Казахстане работают как западные компании, так и российские, которые транспортируют углеводороды через территорию России. Если санкции коснутся энергетического сектора, что маловероятно, то удар по Казахстану будет ощутимый», – отметил эксперт. По его мнению, может снизиться инвестиционная привлекательность Казахстана, если Россия впадет в экономическую рецессию.
В Казахстане уже звучат предложения о необходимости притормозить реализацию тех совместных проектов, которые были одобрены в рамках ЕАЭС. Однако, как заметил Сатпаев, это не означает свернуть сотрудничество, а всего лишь взять паузу, притормозить некоторые совместные проекты, с тем чтобы понаблюдать за ситуацией и прийти к каким-то выводам. Но пока со стороны «Ак-Орды» (резиденция президента) реакции на эти предложения нет. И на заседании правительства речь шла о попытках минимизировать последствия, но не о пересмотре политики по отношению к ЕАЭС.
Российский эксперт Юрий Солозобов, напротив, считает, что санкции, наложенные на Россию, придадут стимул развитию экономик стран ЕАЭС. «Казахстан, как и Белоруссия, находится в единой экономической упряжке с Россией. И здесь возникает очень интересная ситуация: когда Россия попадает под санкции, ограничения финансовых и товарных потоков, Казахстан и Белоруссия могут сыграть позитивную роль. Во-первых, Белоруссия сохранила остатки советского индустриального комплекса, а Казахстан проводит политику новой индустриализации», – сказал «НГ» Солозобов. Он уточнил, что, например, Россия импортирует до 80% фармацевтической промышленности, а Казахстан поставил себе задачу 80% лекарств производить в республике. Тем самым казахские фирмы, занимающиеся индустриальным производством, в условиях санкций получат льготы для освоения емкого фармацевтического рынка России. И таких «цепочек» можно найти немало – они помогут России пережить менее болезненно период импортозамещения.