Грузинские вина опять могут исчезнуть из российских магазинов. Фото с сайта www.vino-gruzii.ru
Официальный Тбилиси готов обсуждать вопросы, связанные с торговыми отношениями с Россией, в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). Сообщение о приостановлении соглашения о свободной торговле между РФ и Грузией было размещено в среду на едином портале правовой информации. Соответствующее решение выработано тремя российскими ведомствами – МИДом, Минюстом и Минэкономразвития.
Специальный представитель премьер-министра Грузии по вопросам отношений с Россией Зураб Абашидзе, комментируя решение российской стороны, заявил, что правительство пока не получало официального извещения из Москвы о приостановлении режима свободной торговли с Грузией. «Мы анализировали вероятность такого шага России в связи с подписанием Грузией соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Решение Москвы создаст определенные проблемы в торговле, но трагедии нет. Мы вопросы торговых отношений с Россией будем пытаться решать в рамках ВТО», – сказал Абашидзе.
Похоже, Тбилиси действительно был готов к подобному повороту. В отличие, скажем, от властей Молдавии или Украины, в отношении которых Россия приняла такое же решение, реакция властей Грузии абсолютно спокойная. Еще в первой декаде июля, когда премьер-министр РФ Дмитрий Медведев предупредил о том, что если парламенты Украины, Молдавии и Грузии ратифицируют соглашения об ассоциации с ЕС, то Россия откажется от режима свободной торговли, глава грузинского МИДа Майя Панджикидзе ответила очень дипломатично: «Каждое государство вправе защищать свой рынок так, как считает нужным. Но и в таком случае надо искать общий язык, общие интересы и точки соприкосновения».
Парламент Грузии ожидаемо ратифицировал соглашение с ЕС 18 июля, несмотря на то что осложнение торговых отношений с Москвой расходится с интересами страны. После отмены семилетнего торгового эмбарго, введенного в 2006 году, Россия очень быстро стала главным потребителем грузинской сельскохозяйственной продукции. В частности, алкогольных напитков. Такого рынка сбыта, как российский, у грузинских виноделов просто нет. В этом они убедились за годы отсутствия торговли с РФ.
В 2006 году на объявление Россией о прекращении импорта из Грузии Тбилиси ответил крайне нервно и грубо. Дальнейшие попытки надавить на Москву с помощью Запада ничего хорошего не дали, а действия по освоению альтернативных рынков сбыта, в частности для грузинского вина, ощутимого результата не принесли. Однако при этом плюсы грузинская экономика от российского эмбарго все-таки получила. Местные виноделы, лишившись основного рынка сбыта, перестали гнаться за количеством и сделали упор на качество. А для того чтобы добиться качества и cоответствия стандартам, принятым на Западе, без чего о тамошних рынках можно было и не мечтать, им пришлось переоборудовать значительное количество заводов, работавших по старинке, что неприемлемо в нынешних условиях. Одновременно власти развернули бескомпромиссную борьбу с производителями контрафакта, выискивали и закрывали подпольные заводы. В результате качество грузинского вина перестало вызывать нарекания даже у самых предвзятых контролеров. И, наверное, закономерно, что в Тбилиси возвращение вин в российские магазины назвали триумфальным – по некоторым данным, Грузия стала экспортировать в РФ до 70% алкогольной продукции. Терять такой рынок, конечно, никто не хочет.
Берлинский политолог Ашот Манучарян, комментируя ситуацию, складывающуюся после подписания Грузией соглашения об ассоциации с ЕС, сказал «НГ»: «Безусловно, это значительный документ, зафиксировавший определенные достижения Грузии на данный момент, ее внешнеполитическую ориентацию. Он стимулирует местную промышленность к прогрессу. Но вместе с этим с практических позиций соглашение ни Грузии, ни Украине, ни Молдавии ничего не дает. Оно по строгому счету содержит лишь обещание предоставить доступ на еврорынок, когда эти страны выполнят массу регуляций, приблизят свою продукцию к европейским стандартам и качеству». По его словам, допуск на рынок еще не является гарантией того, что молдавская или грузинская продукция обязательно найдет широкий спрос. Тем более что ЕС переживает не лучшие времена. Вряд ли стоит ожидать расширения потребительского спроса в кризисный период, да еще при существующем в Европе переизбытке или перепроизводстве сельхозпродуктов – ведь упомянутые страны другую продукцию предложить пока не в состоянии.