0
3289
Газета СНГ Интернет-версия

01.07.2014 00:01:00

Киев готовит новую Конституцию

Тэги: украина, конституция, децентрализация, порошенко, донбасс


украина, конституция, децентрализация, порошенко, донбасс Судьба инициатив президента зависит от Верховной Рады. Фото с официального сайта Верховной Рады Украины

На этой неделе Верховная Рада Украины может рассмотреть проект конституционной реформы. Документ был подан 26 июня президентом Петром Порошенко. В парламенте сразу же прозвучала критика непрозрачной процедуры подготовки проекта поправок в Конституцию. А также разгорелись споры о содержании президентских предложений. Единственный вопрос, который не вызывает разногласий в Киеве, – необходимость децентрализации власти одновременно с неприятием идеи федерализации.

В проекте Порошенко децентрализация занимает центральное место. Обращаясь к народу в минувшие выходные по случаю 18-й годовщины принятия Конституции Украины, глава государства заявил о намерении изменить принципы организации местной власти, которые не реформировались с 1990-х годов. «Полномочия и функции государственных администраций, которые будут ликвидированы, перейдут к исполкомам районных и областных советов. Произойдет бюджетная децентрализация: значительная часть собранных налогов будет оставаться на местах. Благодаря изменениям в Конституции впервые больше прав получит не президент или парламент, а носитель власти – народ, органы местного самоуправления», – пообещал Порошенко.

Президентский проект поправок в Конституцию не проходил процедуру общественных слушаний. Вначале текст был неофициально обнародован в Интернете. Это вызвало подозрения и критику. Партия «Батькивщина» Юлии Тимошенко выступила с заявлением, в котором сказано: «Подготовка конституционных изменений, которые являются фактически новым общественным договором между властью и гражданами страны, не может проходить в кулуарном и закрытом режиме, за спиной общественности». Партия отметила, что на этапе рассмотрения в парламенте практически невозможно будет вносить изменения в проект: «Верховная Рада поставлена перед фактом: либо она полностью и безоговорочно поддерживает этот законопроект и направляет его в Конституционный суд, либо отклоняет его». Депутаты потребовали сбавить темп и предварительно обсудить предлагаемые президентом нормы, прежде чем выносить их на голосование.

О том же сказал и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, выступая на телеканале «Россия 1»: «После избрания президентом Украины Петр Порошенко заявил, что в Конституцию будут внесены изменения, он многократно анонсировал проведение широкой дискуссии по этому вопросу. В итоге никакой дискуссии не было». Министр отметил, что это расходится с содержанием заявления, принятого 17 апреля в Женеве по итогам встречи на уровне Украина–Россия–ЕС–США: «В Верховную Раду вносится проект одновременно с его презентацией в Совете Европы в том виде, который не отражает консенсус даже в украинском парламенте, не говоря уже о не входящих в него политических силах и регионах».

При этом сама Верховная Рада, еще в марте создавшая специальную конституционную комиссию, не смогла разработать и представить на суд общественности новый проект Конституции. Представители разных фракций предложили свои варианты и не смогли найти компромиссные решения. Но главные споры были связаны не с децентрализацией власти, а с распределением полномочий между законодательной и исполнительной властью, а также с объемом полномочий президента.

Руководитель аналитического центра «Пента» Владимир Фесенко сказал «НГ», что предложения парламентской конституционной комиссии так или иначе сводились к попытке максимально ограничить президентскую власть, урезав ее до практически декоративной роли. «В условиях военно-политического противостояния с Россией Украине нужен сильный институт президента», – уверен эксперт. Он отметил, что правительство, готовившее проект реформы вместе с Петром Порошенко, внимательно изучило депутатские предложения, но попыталось максимально сбалансировать распределение сил как между органами центральной власти, так и в отношениях Центра с регионами.

«Согласно проекту, предложенному на рассмотрение Верховной Рады, у президента будет больше полномочий, чем по ныне временно действующей Конституции 2004 года, но меньше, чем по Конституции 1996 года», – сказал политолог. Первый Основной закон независимой Украины, разработанный при Кучме и реанимированный Януковичем, предусматривал столь широкие полномочия главы государства, что это приводило к жесткой централизации и дважды – в 2004 и 2013 годах – стало причиной народных восстаний.

Сейчас действует Конституция, принятая на старте президентства Ющенко, которая закладывает противоречия между президентом, с одной стороны, и парламентом, который формирует правительство, с другой. В проекте Порошенко предлагается сохранить норму о парламентской коалиции, но формировать ее предполагается не в составе партийных фракций, а по заявлениям отдельных депутатов, каждый из которых не обязан будет оставаться в рядах фракции той партии, от которой избирался.

Усиление президентской власти просматривается и в вопросах формирования правительства. Если сейчас кандидатуру премьер-министра предлагает коалиция, а президент вносит ее на рассмотрение всей Верховной Рады, то предложенная Порошенко реформа предполагает, что президент вносит кандидатуру главы правительства «с учетом предложения парламентской коалиции». Премьер, в свою очередь, предлагает кандидатуры в состав правительства. Правда, Порошенко готов отказаться от действовавшего при Ющенко права самостоятельно определять кандидатуры министров иностранных дел и обороны. Но оставляет за собой право назначать и увольнять глав Фонда госимущества, Антимонопольного комитета и других государственных ведомств.

Что касается децентрализации власти, то в проекте она связана с административно-территориальной реформой: предполагается отказ от областного деления и введение новых понятий – регионов, районов, общин. При расширении полномочий, о котором сказал Порошенко, планируется в каждую административную единицу назначать представителя президента Украины. Но авторы проекта отмечают, что роль исполнительной власти на местах будут выполнять формируемые местными советами исполкомы, а представители президента будут осуществлять надзор за соответствием решений местной власти Конституции и законам Украины.

Политолог Владимир Фесенко считает, что президент, сохраняя влияние на органы власти, не претендует на то, чтобы подчинить себе региональную политику. «Принцип контроля, а не подчинения: институт уполномоченных президента в регионах – это сдерживающий рычаг, чтобы местные власти не выходили за рамки своих полномочий. Такое право главе государства необходимо, чтобы избежать скрытого сепаратизма. Наподобие ситуаций в период президентства Ющенко, когда некоторые органы местной власти провозглашали «территорию без НАТО» и не давали проводить международные миротворческие учения. Государственная бюджетная политика, внешняя и оборонная политика – это не полномочия местных органов власти», – пояснил эксперт.

Депутаты Верховной Рады, осторожно критикуя проект Порошенко, поддерживают главу государства в том, что Украина должна остаться парламентско-президентской и унитарной республикой. Озвученное еще в марте предложение российской стороны о федерализации как способе разрешения кризиса в Киеве по-прежнему воспринимается как путь к расколу и междоусобным войнам. Фесенко отметил: «В Верховной Раде на сегодня только коммунисты и часть бывших (возможно, и несколько нынешних) депутатов от Партии регионов могут поддержать идею федерализации. Да и то, скорее всего, не открыто, а закулисно и опосредованно. Что касается сторонников самопровозглашенных Луганской и Донецкой республик, то их не интересует ни децентрализация украинской власти, ни даже предложенная Россией федерализация, у них иные цели».

Политологи, указывая на сохраняющийся пока высокий после выборов рейтинг Петра Порошенко, считают, что, несмотря на критику, Верховная Рада в первом чтении поддержит проект конституционной реформы. После этого документ будет направлен на рассмотрение и оценку Конституционного суда, а также в Венецианскую комиссию, которая представит свои выводы и рекомендации. Окончательно принять новую редакцию Конституции Верховная Рада могла бы на следующей сессии, в начале осени. Однако депутаты могут ко второму чтению предложить в проект множество поправок, что потребует нового рассмотрения в Конституционном суде и затянет процесс.

«Сейчас Верховная Рада ведет себя лояльно по отношению к новому президенту. Но к осени ситуация может поменяться на фоне нарастания политического и общественного конфликта, усиления критики. Набрать 300 депутатских голосов ко второму чтению, думаю, будет проблематично. Могут разгореться споры о том, достаточно ли полномочий предусмотрено для местных органов власти, правильно ли распределены функции между президентом, правительством, парламентом. Почти неизбежно возникнет вопрос о статусе русского языка: достаточно ли закрепить в Конституции право местных властей предоставлять русскому (как и языкам других нацменьшинств) статус регионального, или следует обсудить вопрос о статусе второго государственного языка? Все эти споры могут стать тактикой затягивания времени, чтобы отложить анонсированные президентом досрочные выборы Верховной Рады», – сказал «НГ» политолог Фесенко. Он пояснил, что по украинскому законодательству разные составы парламента не могут голосовать за конституционную реформу в первом и во втором чтении. Поэтому у Порошенко два выхода: либо убедить нынешних депутатов поддержать его проект и сейчас, и осенью, либо отложить рассмотрение конституционной реформы на 2015 год, после внеочередных выборов.

Политолог отметил: «Если Верховная Рада не примет конституционные предложения президента, а попытается тянуть время, то для Порошенко это станет не юридическим, но политическим аргументом, чтобы как можно скорее распустить парламент. В конце концов нет ничего страшного в том, чтобы отложить конституционную реформу на 2015 год, доработать проект, обсудить с обществом. Сама по себе реформа не повлияет на ситуацию на востоке страны и не принесет региону мир. Там, как и по всей Украине, есть люди, готовые подождать с новой Конституцией (тем более что расширить полномочия местных органов власти можно и сейчас). Но есть и те, кто готов воевать с Украиной, независимо от того, какая у нас будет Конституция».

Киев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1201
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
746
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1454
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1408

Другие новости