Майдан напомнил президенту, кто в Украине хозяин. Фото Reuters
Сегодня вечером истекает очередной срок перемирия в Донбассе: решение продлить действие режима прекращения огня с 27 до 30 июня Совет нацбезопасности и обороны Украины принял в пятницу. Все это время бои в Донецкой и Луганской областях не прекращались. Украинские военные, обвиняя противника в атаках, призвали население обратиться к президенту с требованием приступить к реализации плана «Б».
О содержании этого плана до сих пор ничего не известно, хотя президент Петр Порошенко сказал о нем неделю назад. Эксперты предполагают, что речь может идти о введении режима военного положения в Донецкой и Луганской областях. Если антитеррористическая операция ведется точечно, то режим военного положения позволяет масштабно задействовать вооруженные силы.
Порошенко пригрозил сторонникам самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик планом «Б» на тот случай, если они за неделю перемирия не сложат оружие, не отправят по домам наемников и не сдадутся. В то же время начались технические консультации о разрешении кризиса, участие в которых приняли не только представители Украины, России и ОБСЕ, но также переговорщики от самопровозглашенных республик.
Недоразумения начались сразу же: в Киеве всю неделю спорили, у кого из участников переговоров какой статус и кто чьи интересы представлял. Кроме того, украинская власть воспринимает консультации через посредников с ДНР и ЛНР как проявление чрезвычайной толерантности, необходимой, чтобы убедить ополченцев сложить оружие. В то же время лидеры самопровозглашенных республик, не собираясь отказываться от идеи независимости, считают широчайшим жестом со своей стороны разрешение украинской делегации посетить Донбасс.
При таких подходах консультации были обречены на провал. Режим перемирия регулярно нарушался. Но Киев не приступил к реализации плана «Б», а, напротив, по подсказке Владимира Путина принял решение продлить режим прекращения огня еще на трое суток. За это время погибли еще несколько человек. В ночь на воскресенье был взорван железнодорожный мост в Харьковской области (на прошлой неделе были взорваны мосты в Донецкой и Запорожской областях).
В субботу утром к администрации президента пришли бойцы спецбатальона территориальной обороны «Донбасс» с требованием прекратить режим перемирия. Они заявили, что это ничего не дает: ополченцы не намерены сдаваться и используют бездействие украинской армии для перегруппировки сил и укрепления своих позиций. Сотрудники администрации предложили военным письменно изложить свои требования.
Вчера к зданию администрации пришли не только военнослужащие батальона «Донбасс», но и киевляне – примерно 1000 человек. Они зачитали обращение к президенту Порошенко: «От имени народа Украины обращаемся к вам с требованием: прекратить перемирие, ввести военное положение, выдать достаточное количество оружие добровольным батальонам и позволить им осуществлять меры для уничтожения террористов».
Кроме того, участники митинга потребовали, чтобы государство добилось от стран – членов ЕС введения третьего этапа санкций против РФ. Акция проводилась подчеркнуто мирно.
Днем те же требования планировалось зачитать на очередном народном вече на майдане Независимости: люди в центре Киева собираются пятое воскресенье подряд, требуя от власти провести реформы и навести порядок на востоке страны. У майдана вызывает недовольство тот факт, что глава государства до сих пор не предложил Верховной Раде кандидатуру министра обороны, что в переговорную группу включили представителей тех, кого власть официально признала террористами, а также что Порошенко не создал и не возглавил единый центр управления действиями военных на востоке. Вопросы вызвало и последнее решение СНБО, участники которого объявили, что отменят решение о продлении режима перемирия, как только ополченцы откроют огонь. Но не сделали этого.
И.о. министра обороны Михаил Коваль, отвечая на вопросы журналистов, заверил: «Вооруженные силы готовы выполнить любые задачи, которые возложат на нас Главнокомандующий и наш украинский народ. И если будет такая команда, не будет мирного выхода, мы будем уничтожать боевиков по полной программе».
Украинские эксперты отмечают, что Петр Порошенко пытается использовать все средства для мирного разрешения кризиса. Второй президент Леонид Кучма, которого Порошенко уполномочил от имени Украины участвовать в работе контактной группы по урегулированию, отметил, что лидеры ЛНР и ДНР не самостоятельны в принятии решений: «Если Россия поймет, что лучше мир, а не война, если Россия поймет, что нельзя Донбасс превращать в Приднестровье, то она найдет механизмы для того, чтобы приструнить этих всех «великих деятелей», – сказал он.
Эксперты в Киеве отмечают, что дополнительные 72 часа перемирия у Порошенко попросили западные партнеры, которые общаются с Владимиром Путиным. В частности, канцлер Германии Ангела Меркель. Выступая в Брюсселе, она заявила: «Мы ожидаем прогресс в ближайшие часы. Если не увидим движения вперед ни по одному из пунктов, то будем готовы применить жесткие меры». До этого лидеры стран ЕС в ходе саммита потребовали от России в течение трех дней начать предметные переговоры о реализации мирного плана Порошенко, вернуть контроль над украино-российской границей и освободить всех заложников, находящихся в плену у ополченцев. После этого часть наблюдателей ОБСЕ, которые были взяты в заложники еще в мае, были освобождены.
Вашингтон присоединился к требованиям Брюсселя. Пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест заявил, что ЕС и США ожидают от России до 30 июня «немедленных и позитивных действий относительно стабилизации ситуации на востоке Украины». В противном случае Запад готов применить новый пакет санкций.
Объясняя, почему требования адресованы российской стороне, Служба безопасности Украины обнародовала заявление, в котором сказано, что на территории РФ действуют «пункты вербовки, лагеря для подготовки наемников», которых отправляют в Украину. Зампредседателя СБУ Виктор Ягун на пресс-конференции сказал, что украинская сторона получила неопровержимые доказательства того, что в России готовятся диверсанты «для дестабилизации ситуации и поддержки террористов в Украине». Упомянутые доказательства были предоставлены журналистам, но не подтверждены РФ.
Петр Порошенко в интервью CNN, которое было записано в ходе саммита ЕС, заявил, что украинской армии на востоке страны противостоят российские войска. Он отметил: «Если так будет продолжаться дальше, наступит настоящая война».
Вчера разгорелся новый скандал из-за попытки доставить в Украину из России гуманитарный груз. В Киеве опасались, что через границу будет переброшено оружие. МИД РФ заблаговременно направил в Киев ноту с просьбой принять гуманитарную помощь для беженцев. МИД Украины ответил нотой, в которой напомнил, что, согласно Уставу ООН и Конвенции о статусе беженцев 1951 года, беженцами являются лица, которые «в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой правительства этой страны». «Учитывая тот факт, что Донецкая и Луганская области, как и Автономная республика Крым, являются неотъемлемой частью Украины, в соответствии с вышеуказанными международными документами граждане Украины, которые находятся на этой территории, не могут в принципе иметь статус беженцев», – ответил МИД Украины, отказавшись принять гуманитарный груз.
Не исключено, что история с грузом положит конец перемирию. Военный эксперт Центра Разумкова Николай Сунгуровский отметил, что Россия пытается маневрировать, чтобы избежать третьего пакета санкций со стороны Запада. По его словам, Петр Порошенко, обнародовав свой мирный план, надеялся повысить уровень доверия к Киеву среди мирного населения и отправить наемников по домам. При этом военные действия со стороны ополченцев не прекращаются, несмотря на то что лидеры ЛНР и ДНР тоже провозгласили перемирие. Однако они не контролируют ополченцев или пытаются действовать хитростью: «Стратегия России состоит в затягивании переговоров, легитимизации ЛНР и ДНР, превращении конфликта в замороженный наподобие ситуации в Приднестровье».
Киев