Касым-Жомарт Токаев считает, что Евразийский Союз может занять ведущее место среди мировых интеграционных структур. Фото предоставлено пресс-службой Сената парламента Казахстана
Председатель Сената парламента Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ в интервью обозревателю «Независимой газеты» Виктории ПАНФИЛОВОЙ рассказал о перспективах Евразийского экономического союза и историческом значении его возникновения.
– Договор о создании Евразийского экономического союза подписан президентами России, Казахстана, Белоруссии и должен вступить в силу 1 января 2015 года. Как вы оцениваете перспективы этого интеграционного объединения?
– Еще 20 лет назад в своей знаменитой лекции в МГУ и последующей деятельности в качестве главы Казахстана президент Нурсултан Назарбаев неоднократно и предметно объяснял все позитивное значение такой интеграции. ЕАЭС может стать мощным фактором глобальной экономики и занять ведущее место среди интеграционных структур мира. Для этого есть серьезные предпосылки, и в немалой степени то, что три страны в недавнем прошлом находились в составе единого государства, их экономики, следовательно, сильно взаимосвязаны. Кроме того, страны ЕАЭС обладают четвертью мировых запасов природных ресурсов. Свободное передвижение товаров, капитала, рабочей силы, создание совместных предприятий, углубление человеческих контактов – все это будет приносить очевидную пользу для наших стран. Евразийский экономический союз – это, по сути, достойный ответ на финансово-экономический кризис, последствия которого до сих пор ощущает весь мир.
Но успех нашего интеграционного проекта целиком зависит от того, насколько продуктивно мы будем работать над его реализацией как на национальном уровне, так и в рамках Евразийской экономической комиссии.
– Авторство евразийской интеграции, как вы упомянули, принадлежит президенту Нурсултану Назарбаеву. Высказанная им 20 лет назад идея материализуется лишь теперь. По мнению главы Казахстана, документ получился «взвешенным и грамотным, учитывающим интересы всех государств». В нем зафиксированы «принципы суверенного равенства государств, территориальной целостности, а также уважение особенностей политического устройства государств – членов Союза». Как вы считаете, в этом плане договор получился идеальным или в нем все же есть пункты, требующие доработки?
– Идеального в этом мире ничего нет, но договор действительно получился добротным, поскольку в значительной степени учитывает интересы государств-участников. В ходе сложных переговоров возобладали компромисс, ответственность, профессионализм. Здесь хотел бы отметить решающий вклад всех государств и особую роль президента Назарбаева. Не будь он столь последовательным и решительным, подписание договора могло бы не состояться.
Договор о создании ЕАЭС является уникальным документом, он имеет поистине историческое значение. Не случайно его подписание стало событием глобального масштаба. Действительно, речь идет о создании общего рынка, имеющего огромный потенциал. При этом новое интеграционное объединение настроено на взаимовыгодное сотрудничество с другими подобными организациями, в том числе Европейским союзом.
– После подписания Договора о ЕАЭС президенты стран-участниц единодушно заявляли о необходимости «синхронной» ратификации парламентами трех стран. Как, на ваш взгляд, будет проходить этот процесс, ведете ли вы консультации с коллегами-спикерами?
– Я и мой коллега, председатель Мажилиса, находимся в постоянном контакте с главами палат парламентов России и Белоруссии. Мы работаем в рамках двусторонних комиссий по межпарламентскому взаимодействию, где периодически «сверяем часы» по вопросам законодательного обеспечения интеграции, а также в парламентских ассамблеях СНГ и ОДКБ. Казахстанский депутатский корпус поддерживает договор, поэтому с ратификацией проблем не будет. Наше правительство намерено внести договор в парламент в сентябре. С 1 января Евразийский экономический союз станет реальностью.
– Постоянно подчеркивается, что интеграция в формате Евразийского экономического союза носит сугубо экономический характер, а политический аспект отсутствует. При этом на протяжении лет лидеры будущего объединения говорили, что ЕАЭС создается по лекалам Европейского союза (ЕС), в котором сильна и политическая составляющая. ЕАЭС к тому же предполагает создание наднационального органа. Можно ли с учетом всего этого считать, что в ЕАЭС действительно нет политического элемента?
– Все зависит от того, что понимать под словом «политика». Договор подписан на высшем политическом уровне. Он будет определять экономическую политику на огромном пространстве с населением в 170 миллионов человек. В то же время о политизации этого процесса речи быть не может. На первый план выходят прежде всего экономические интересы государств. Три президента во время недавней встречи в Астане подтвердили предварительную договоренность об экономическом характере ЕАЭС.
Что касается Евросоюза, то и он остается в основном экономической организацией, несмотря на политическую надстройку, возведенную Лиссабонским договором. Потенциал и привлекательность этой организации базируются прежде всего на экономической основе и выгодах, которые дает общий рынок. В Европе имеется немало политических разногласий. Помнится, Франция, будучи членом еще Европейского экономического сообщества, на продолжительное время вышла из НАТО, но осталась приверженной европейской экономической интеграции. Между Германией и Францией возникли серьезные разногласия по поводу преодоления кризиса евро. Сейчас Великобритания протестует против назначения бывшего премьер-министра Люксембурга на пост председателя экономической комиссии. Проблем в ЕС существует немало. Поражает забюрократизированность этой организации, что влечет за собой громадные расходы. По Лиссабонскому договору создана внешнеполитическая служба ЕС, которую сейчас возглавляет Кэтрин Эштон. Работая в Швейцарии, я с удивлением узнал, что представительство ЕС при Женевском отделении ООН насчитывает более 90 сотрудников, при этом их зарплата больше, чем денежное довольствие сотрудников ООН. Мне также сказали, что только на конференционное обслуживание Европарламента расходуется около 3 миллиардов евро в год.
ЕАЭС следует учитывать недостатки ЕС и в то же время заимствовать его полезный опыт. Безусловный приоритет – это эффективность нового Союза, к которому приковано внимание всего мира. Любая оплошность только на руку недоброжелателям, коих, следует признать, сейчас больше, чем друзей.
– Да, на Западе настороженно относятся к новому Союзу, опасаясь воссоздания СССР. Стоит ли ожидать попыток помешать деятельности ЕАЭС со стороны западных стран? Если да, то какие это может принять формы? Могут ли быть это только экономические действия или не исключены шаги по политической дестабилизации как внутри ЕАЭС, так и по его периметру?
– Успех интеграционного проекта будет зависеть прежде всего от нас самих, от эффективной работы координирующих органов, а также государственных, общественных, экспертных институтов, бизнес-сообщества.
Что касается Запада, то он в лице ЕАЭС получает не только сильного экономического конкурента, но и партнера. Мы в Казахстане, проводя разностороннюю политику, считаем сотрудничество с Россией и Белоруссией в рамках ЕАЭС безусловным приоритетом, но хотели бы использовать потенциал связей как с Западом, так и с растущим Востоком. Не следует забывать о Китае, Японии, Индии, Иране, странах Ближнего Востока, АСЕАН. Одна лишь география ЕАЭС, его транзитный потенциал позволяют получать большую выгоду от торговли между Европой и Азией. Экономистами подсчитано, что контейнерные суда из Китая в Европу загружаются медленнее и идут дольше, чем транспортировка грузов железнодорожным транспортом через Евразию. Теперь все зависит от качества инфраструктуры и межгосударственной кооперации. Пока же львиная доля торговли идет в обход нас, это недопустимо.
А вот разговоры о возрождении СССР абсолютно беспочвенны. Тот, кто не жалеет об исчезновении СССР, не имеет сердца, а тот, кто мечтает о его восстановлении, не имеет головы.
– Президент США Барак Обама на днях в Афганистане заявил, что миссия США в этой стране выполнена и теперь «не дело США патрулировать города и горы». Насколько высока вероятность дестабилизации ситуации в странах Центральной Азии, граничащих с Афганистаном?
– Афганистан – это государство, которое в последние три десятилетия доставило немало проблем мировому сообществу, став источником распространения наркотрафика и экстремизма. Присутствие в Афганистане международной коалиции во главе с США было полезным на первом этапе контртеррористической операции, но, к сожалению, не решило эти проблемы, а что касается наркотрафика, даже усугубило его опасность. Поэтому Афганистану нужно помогать – обучать национальные кадры для экономики и образования, содействовать развитию инфраструктуры. Казахстан активно участвует в этой важной работе, поскольку она способствует обеспечению региональной безопасности. Думаю, такие авторитетные региональные организации, как ШОС и ОДКБ, обратят более пристальное внимание на афганскую проблематику с целью недопущения распространения идеологии и практики экстремизма и терроризма.