Хозяин саммита – Абдулла Гюль особое внимание уделил туркменскому коллеге. Фото с официального сайта президента Турции
IV саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ) – Азербайджана, Турции, Казахстана, Туркменистана и Киргизии – завершился вчера в турецком Бодруме подписанием декларации «Тюркский совет – современный Шелковый путь». В рамках мероприятия состоялась трехсторонняя встреча президентов Ильхама Алиева, Абдуллы Гюля и Гурбангулы Бердымухамедова, в ходе которой обсуждалась возможность транспортировки каспийских углеводородов в Европу.
О каспийских энергетических проектах «НГ» подробно рассказала в номере от 03.06.14.
А новость сегодняшнего дня состоит в том, что Союз тюркоязычных государств пополнился новым членом – Туркменистаном, который с момента создания союза – с 2009 года – имел статус наблюдателя. Потенциальный шестой член организации – Узбекистан – на саммите представлен не был, но от участия в альянсе пока не отказывается. Лидеры стран ССТГ не скрывают, что намерены создать сильный союз.
Открывая работу форума, президент Турции Абдулла Гюль выразил уверенность, что IV саммит ССТГ придаст новый импульс дальнейшему сотрудничеству стран – членов Тюркского совета. В планах альянса – расширение экономического и торгового сотрудничества, создание единого культурного пространства, а также решение вопросов, связанных с добычей и экспортом каспийских энергоносителей в Европу через территорию Турции. Пока же главы пяти государств сосредоточились на сотрудничестве в сферах культуры, туризма и развития инфраструктурных проектов. «Для активизации деятельности организации важно поддерживать работу секретариата совета в Стамбуле. Мы также формируем механизмы многостороннего сотрудничества. К примеру, в Астане создана Тюркская академия, в Баку – Фонд тюркской культуры и наследия. Обе структуры очень важны для нас, потому что они внесут свой вклад в укрепление национального самосознания тюркских народов и помогут информировать молодое поколение о нашем общем наследии», – заявил Абдулла Гюль.
Идея создания альянса тюркоязычных государств не могла остаться незамеченной мировыми игроками. И это понятно. На их глазах зарождается объединение родственных государств, отношения между которыми до этого строились исключительно на двусторонней основе. Движущей силой в альянсе является дуэт Баку и Анкары и вставшая, пожалуй, в один ряд с ними Астана. В экономическом и гуманитарном потенциале Казахстана, равно как и в приверженности ко всякого рода масштабным интеграционным проектам его лидера Нурсултана Назарбаева и не было никаких сомнений. Однако отношения стратегических союзников – Баку и Анкары – давно вышли на такой уровень, что Астане необходимо было некое сильное действие, которое позволило бы если и не подняться на этот уровень, то приблизиться к нему. И она нашла ход.
Нурсултан Назарбаев на недавнем саммите, где был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС), со всей категоричностью поставил вопрос о недопустимости вхождения в организацию Армении с непризнанным Нагорным Карабахом. Тем самым Астана жестко сформулировала принципиальную позицию в отношении союзного Азербайджана. Возможно, даже к некоторому неудовольствию Москвы. Но этот шаг по достоинству был оценен в Баку. Ильхам Алиев на двусторонней встрече в Боруме выразил признательность казахстанскому коллеге за поддержку Азербайджана и обсудил с ним вопросы урегулирования карабахской проблемы.
Ашхабад также может играть важную роль в союзе тюркоязычных государств, если, конечно, личное участие президента Бердымухамедова не окажется разовой акцией. Предпосылкой активизации Туркменистана может служить определенная озабоченность положением в энергетике, точнее – в экспорте своего газа на европейском направлении. Туркменистан намерен зафиксировать свою позицию на газовом рынке Европы. И хотя без урегулирования статуса Каспия осуществление переброски туркменских энергоносителей на азербайджанский берег видится задачей архисложной, поскольку до определения статуса невозможно будет построить необходимый трубопровод, принципиально договориться с партнерами по гипотетическому газопроводу Ашхабаду тоже важно. До сих пор туркменская сторона к этому вопросу относилась не как к первоочередному.
Тем не менее эксперты ставят под сомнение вопрос выживаемости Тюркоязычного союза, считая этот формат слишком локальным. «Эффективно работающие альянсы, особенно экономические, основанные на языковой близости, в мировой практике являются большой редкостью. Пока условий для возникновения подобного среди тюркоязычных стран не просматривается. У каждой из стран – свои интересы, во многом не совпадающие друг с другом», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев. В частности, отметил эксперт, Казахстан в большой степени связан с Россией, другой его стратегический вектор экономического сотрудничества – Китай. Все это диктуется помимо иного и простой географией, и масштабностью российской и китайской экономик. Туркменистан и Азербайджан находятся в непростых отношениях из-за территориальных споров на Каспии, скорого решения которых ожидать не приходится. У Турции свой интерес – ей важно максимально оттянуть на себя роль диспетчера газовых поставок в Европу, но кроме как с Азербайджаном тут работать особо не с кем.
«Провал «перезагрузки» отношений Тегерана с Западом исключает транзит туркменского газа по иранской Прикаспийской низменности. Транскаспийский газопровод – это миф, любые попытки его реализации мгновенно и жестко будут заблокированы Ираном и Россией. Казахстан по добыче газа далеко не лидер. В республике актуальна задача самообеспечения газом своих регионов, а в перспективе – не особо крупные объемы природного газа поставлять в Китай», – отметил Князев. Что же касается Туркменистана, то Ашхабад полностью переориентировался на поставки газа в Китай. Сейчас между Ашхабадом и Пекином обсуждается пакет соглашений, в том числе в сфере безопасности, подкрепляющий газовый транзит в КНР. «Остается Киргизия, не являющаяся сколько-нибудь важным экономическим субъектом. Это скорее объект локальной турецкой экономической и культурной экспансии, дополняемый личным бизнесом в Турции действующего президента Алмазбека Атамбаева, не более того», – считает эксперт. Узбекистан, по словам Александра Князева, в отношении тюркоязычной интеграции придерживается своей принципиальной позиции, основанной на здоровом эгоизме и исключительно на прагматизме: двусторонние отношения с теми, с кем выгодно.