0
7256
Газета СНГ Интернет-версия

05.06.2014 00:01:00

Интриги оставляют Украину без Конституции

Тэги: украина, парламент, закон, рада, конституция, порошенко, турчинов


украина, парламент, закон, рада, конституция, порошенко, турчинов Спикер Верховной Рады Александр Турчинов и президент Петр Порошенко выясняют, где их функции начинаются и на чем заканчиваются. Фото РИА Новости

В Украине назревает политический кризис, связанный с принятием новой Конституции. Сразу после смены власти политики, временно возобновив действие Основного закона в редакции 2004 года, пообещали обществу к осени принять новую Конституцию. Однако согласованного проекта до сих пор нет. Закулисные споры и скандалы вызывает вопрос о распределении полномочий между президентом и парламентом. В Киеве не исключают, что именно этот вопрос побудит Петра Порошенко распустить Верховную Раду.

Конституция 2004 года, принятая в период оранжевой революции, предопределила борьбу за власть между президентом Виктором Ющенко и премьером Юлией Тимошенко. Виктор Янукович в 2010 году через Конституционный суд отменил «революционную Конституцию», вернув себе широкие полномочия Леонида Кучмы и впоследствии значительно усилив президентскую вертикаль. Централизация власти в сочетании с коррупцией и беззаконием стала причиной восстания украинцев осенью 2013 года, уверены эксперты.

Поэтому одним из первых решений Верховной Рады после бегства Януковича стало временное возобновление действия старой Конституции. Чтобы предотвратить заложенные ее нормами конфликты в системе власти, депутаты пообещали принять новый, более совершенный Основной закон. Была создана специальная конституционная комиссия Верховной Рады, в состав которой по каким-то причинам вошли и те депутаты, которые в свое время помогали Януковичу централизовать власть.

До 15 апреля комиссия должна была представить на суд общества проект новой Конституции. Сжатые сроки объяснялись тем, что еще во времена президентства Януковича работала Конституционная ассамблея, в то же время ученые и общественные деятели, как и парламентские партии, готовили свои конституционные предложения. Множество проектов предполагалось положить на один стол, рассмотреть, согласовать и на их основе создать новый текст.

Новшеством в Конституции-2014 должна была стать децентрализация власти, означающая ослабление влияния центра и наделение регионов широкими полномочиями. Именно это обещал в марте, обращаясь к народу, премьер-министр Арсений Яценюк: «О расширении полномочий регионов. В правительстве мы ввели специальную должность вице-премьера, главная задача которого – децентрализация власти. Это масштабная реформа (при сохранении единства и унитарности Украины), которая передает на места – в области, города и районы – широчайший объем полномочий и денежных ресурсов, необходимых для развития регионов».

Он пояснил, что регионы получат право вести самостоятельную налоговую, бюджетную, экономическую, социальную и гуманитарную (в том числе языковую) политику. «Парламентско-президентская форма правления, к которой мы вернулись, даст возможность согласовать интересы всех регионов, а не навязывать волю одних другим. В следующем году вы будете избирать мэров и местные советы с уже расширенными полномочиями, и эти советы сформируют исполкомы, которые будут управлять регионами вместо назначенцев из Киева (в прежней системе – губернаторов, назначаемых администрацией президента. – «НГ»)», – пообещал Яценюк.

В тот момент премьер сказал об этапах конституционного процесса: Верховная Рада в мае-июне могла бы проголосовать за проект в первом чтении и направить его на одобрение Венецианской комиссии. Получив ответ, учесть все замечания и осенью, в ходе следующей парламентской сессии, окончательно принять новую Конституцию.

Однако сроки были сорваны. Верховная Рада перенесла презентацию проекта на 15 мая. Но к этой дате вместо обнародования согласованного текста появилось сообщение, что парламентская конституционная комиссия направила в Венецианскую комиссию некий проект для предварительных консультаций. Как стало известно «НГ», решение принимали несколько депутатов. К обращению в Венецианскую комиссию не имели отношения ни вся Верховная Рада, ни президентская администрация, ни МИД Украины. Даже, как выяснилось, не весь состав парламентской комиссии. По крайней мере ее член Олег Гелевей сказал «НГ»: «Некоторые политические силы пытаются затянуть процесс конституционной реформы путем направления в Венецианскую комиссию несогласованных предложений относительно внесения изменений в Конституцию. Это около двух тысяч предложений. Работа над ними требует много времени, а украинский народ требует немедленных перемен. К сожалению, конституционная комиссия Верховной Рады не рассмотрела на своих заседаниях ни одной нормы Конституции. Пытаются переложить это на плечи Венецианской комиссии».

По словам депутата, спорных вопросов много, но их нужно решать открыто, в диалоге с обществом. 

Верховная Рада отправила на экспертизу в ЕС проект Конституции.	Фото с официального сайта Верховной Рады Украины
Верховная Рада отправила на экспертизу в
ЕС проект Конституции.
Фото с официального сайта
Верховной Рады Украины

Как выяснила «НГ», текста Конституции в виде целостного проекта до сих пор нет. В Венецианскую комиссию была направлена сравнительная таблица, которой располагает «НГ»: в первый раздел внесены отдельные нормы действующей Конституции-2004, во второй – предлагаемые комиссией Верховной Рады изменения, в третий – альтернативные предложения.

Нормы, связанные с децентрализацией власти, судя по таблице, не вызывают конфликтов, хоть и порождают споры: предполагается ликвидировать нынешние облгосадминистрации, которые в областях проводят политику Киева, а вместо них создать государственные представительства, наделенные наблюдательными и контролирующими функциями (чтобы решения регионов не противоречили украинскому законодательству). Вся власть и ресурсы на местах должны перейти на уровень местных советов, которые предполагается наделить правом формировать исполкомы. Депутаты фактически спросили у Венецианской комиссии, насколько широко следует выписать в тексте Конституции перечень функций и полномочий регионов. И как согласовать государственную политику с местным самоуправлением.

Основные споры, судя по количеству альтернативных предложений в таблице, вызвал вопрос о распределении власти между президентом и парламентом. Но в целом депутаты, видимо, настроены на максимальное ограничение полномочий главы государства: инициативу всех кадровых назначений предполагается передать парламентской коалиции, каждый свой шаг глава государства должен будет сверять с Верховной Радой. «В таком случае должность президента превратится в чисто декоративный элемент», – спрогнозировал руководитель Центра политико-правовых исследований Игорь Колиушко. Он сказал «НГ», что отправленные в Венецианскую комиссию предложения не позволят решить проблемы в системе украинской власти, но могут спровоцировать новые конфликты. А сама проблема возникла потому, что члены комиссии Верховной Рады проигнорировали предложения ученых и общественных организаций, отметил эксперт.

Член созванной Януковичем Конституционной ассамблеи, политолог Владимир Фесенко, подтвердил «НГ», что парламентская комиссия работала в закрытом режиме: «Мне ничего неизвестно о том, передавались ли депутатам проекты, наработанные в свое время ассамблеей. Могу сказать, что без изменений осталась только общая модель – парламентско-президентская форма правления. Но подходы, принципы изменились. Депутаты, взяв курс на урезание полномочий президента, не предусмотрели баланс сил в системе власти».

Фесенко допустил, что обращение к Венецианской комиссии с проектом, который никто не видел и не обсуждал публично, было политической хитростью: получив ответ, депутаты поставили бы всех, в том числе главу государства, перед фактом – мол, авторитетная международная организация одобрила их подход к проблеме. «Думаю, этот шаг усилил недоверие между президентом и Верховной Радой. Если депутаты продолжат двигаться в том же направлении и решать вопросы в таком же режиме секретности, то это приведет к политической смерти нынешнего парламента», – предположил политолог.

Если попытка лишить президента реальных полномочий предпринималась, то ее инициаторы рассчитывали успеть до завершения президентских выборов, допустил руководитель Международного института демократий Сергей Таран. Ведь предполагалось проведение второго тура выборов, в результате чего инаугурация главы государства состоялась бы не ранее июля. Но выборы в один тур не оставили времени для политических интриг. «Сейчас Порошенко располагает политической легитимностью и высоким кредитом доверия граждан, а состав Верховной Рады не отражает настроений общества. Существует не только линия президент–парламент, нужно учитывать и небывало высокую активность общества, которое не позволит депутатам принимать решения на свое усмотрение, переформатировать систему власти под себя», – сказал политолог.

Сергей Таран сомневается, что противоречия и скандалы, связанные с проектом новой Конституции, приведут к роспуску Верховной Рады. Он допустил, что глава государства, сформировав свою команду и проведя все кадровые назначения, попытается найти общий язык с Верховной Радой относительно проекта новой Конституции.

Один из народных депутатов, попросивший не называть его имени, подтвердил, что ситуация изменилась: «Если и был какой-то, скажем, «конституционный сговор» против президента, то теперь попытаются ситуацию замять: в Верховной Раде многие хотят работать до осени 2017 года, избежав досрочных выборов. Потому что многие в новую Верховную Раду просто не пройдут – нет шансов. Поэтому сейчас станут демонстрировать лояльность новому президенту». Собеседник «НГ» допустил, что в сжатые сроки будет подготовлен согласованный текст Конституции: «Тем более что мои коллеги в Верховной Раде говорят – Венецианская комиссия вернула первое обращение без рассмотрения. Если это правда, то значит, в Страсбурге намекнули: садитесь и все вместе пишите нормальный проект, обсуждайте его с обществом, договаривайтесь, а потом присылайте на одобрение».

«НГ» не удалось подтвердить или опровергнуть информацию о каком-либо ответе Венецианской комиссии. При этом украинские эксперты отмечают, что если депутатам не удастся найти общий язык с президентом, а борьба за полномочия продолжится, то к осени вместо обещанного Основного закона Украина получит не подковерный, а публичный политический кризис, итогом которого могут стать досрочные парламентские выборы.  

Киев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1189
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
735
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1437
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1396

Другие новости